Сегодня 27 ноября 2024

09.02.2022

Власти продолжают попытки сдержать рост цен на продукты питания. Вслед за рекомендацией торговым сетям ограничить наценку на ряд товаров чиновники могут попросить транспортные компании не повышать тарифы на перевозки продуктов. В 2021 году автоперевозки подорожали на 30%, но бизнес против решения проблемы нерыночными методами.

Предложение чиновников рекомендовать транспортным компаниям не повышать тарифы на автоперевозки социально значимых продуктов прозвучало 8 февраля на совещании в Минтрансе, сообщил источник “Ъ” на продовольственном рынке. По его словам, инициатива связана с усилением контроля за формированием цен на продукты по всей цепочке. На прошлой неделе стало известно о рекомендациях торговым сетям ограничить наценки на часть социально значимых продуктов до 5%. В Минтрансе комментарий не предоставили.

По словам представителя Минпромторга, в 2021 году цены на автоперевозки выросли примерно на 30%. В Минсельхозе заявили “Ъ”, что отраслевые союзы объясняли ситуацию ростом цен на топливо, транспорт, дефицитом машин и водителей. Эта информация направлена в Минтранс, где прорабатывают меры стабилизации цен на автоперевозки социально значимых продуктов, говорят в Минсельхозе. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) добавили, что тарифы в отрасли формируются в условиях конкуренции. В то же время служба считает, что в текущей ситуации придерживаться принципа «ответственного ценообразования» необходимо всем участникам товаропроводящей цепочки.

По словам зампредседателя правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, доля логистики традиционно высока в себестоимости продуктов растительного происхождения — около 13%, а в некоторых крупных холдингах затраты на перевозки превышают 20%.

Но, отмечает господин Леонов, в ситуации роста издержек по грузоперевозкам возможностей оптимизации цен у бизнеса нет.

Гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов говорит, что стоимость логистики растет на десятки процентов, но неясно, как регулировать тарифы и контролировать исполнение рекомендаций в условиях высокой конкуренции рынка.

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отмечает, что идея административного сдерживания цен в отрасли с сотнями тысяч участников — неработающий инструмент. Это приведет только к оттоку водителей, снижению финансовой устойчивости отрасли и экономии на обслуживании транспорта, предупреждает он. Исполнительный директор Национального Союза хлебопечения Рустам Айдиев говорит, что рекомендации сдерживать рост цен могут разбалансировать рынок, как соглашения о фиксации стоимости сахара и подсолнечного масла, из-за чего в период их действия цены на эти товары в опте превысили розничные.

В Российском автотранспортном союзе (РАС) выступают за заключение долгосрочных контрактов с поставщиками на срок от года, где будет указана начальная цена и предусмотрены возможности для индексации в зависимости от разных факторов, говорит вице-президент РАС Валерий Алексеев.

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина указывает, что транспортно-логистическая отрасль требует комплексного подхода, а искусственная заморозка тарифов на одном из этапов вопрос не решит. Даже долгосрочные контракты не могут предусмотреть такие факторы, как ограничения движения на границе с ЕС, которые до сих пор приносят убытки бизнесу, указывает она.

Проблемные вопросы в отношениях поставщиков и ритейлеров могут быть отрегулированы через поправки к закону о торговле
Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов говорит, что локальные перевозки могут дорожать из-за повышенного спроса, а для сдерживания цен нужны другие меры. По словам Дмитрия Леонова, необходимо увеличить предложение на рынке грузоперевозок и создать условия для привлечения водителей. Валерий Алексеев добавляет, что стабилизация цен на логистику возможна за счет поддержки перевозчиков по аналогии с сельхозпроизводителями. А в Плодоовощном союзе считают, что снизить стоимость логистики может субсидирование перевозки продукции.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики