Правительство одобрило правила движения грузовых автомобилей в зоне автоматического весового и габаритного контроля. Документ опубликован на Официальном-интернет портале правовой информации. Он вступит в силу с 1-го сентября этого года.
В целом, свод правил каким-то большим перечнем запретов для грузовых автомобилей не отличается. В зоне автоматического контроля транспортным средствам нельзя останавливаться, разворачиваться, использовать фары-прожектора или фары-искателя, а также съезжать на обочину или встречную полосу движения.
В последнем случае исключение может быть сделано только для крупногабаритных грузовиков, если их ширина превышает ширину полосы (естественно, при наличии специального разрешения на движение такого автомобиля).
В зоне автоматического контроля, кроме того, водители грузовиков должны соблюдать дистанцию до следующего впереди транспортного средства — не менее 20 метров. Как объяснили в Министерстве транспорта, именно такая дистанция определена Российским дорожным научно-исследовательским институтом в качестве минимально допустимой. Она необходима для того, чтобы оборудование автоматических весов смогло зафиксировать регистрационный знак автомобиля.
Что примечательно: в проекте правил было больше запретов. В частности, там подчеркивалось, что в зоне автоматического весогабаритного контроля запрещается движение с нечитаемыми или подложными номерами, а транспортное средство должно соблюдать установленный скоростной режим.
Однако в окончательном варианте эти положения убрали, поскольку они, в принципе, относятся ко всем участкам дорог, а не только к тем, где установлены «умные» весы.
Вместе с тем остается неясным, как именно будет обозначаться зона автоматического весогабаритного контроля. Изначально в ПДД намеревались ввести два отдельных знака, предупреждающих о начале и конце такой зоны, однако сейчас в одобренных правилах сказано только, что въезды в зону и выезды из нее «должны быть обозначены дорожными знаками». Без уточнения — какими.
К слову, с 1-го марта в ПДД ввели общий знак «Фотовидеофиксация». Он «обозначает места возможного применения работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения» и ставится за 150-300 метров до регистрирующего оборудования.
Однако такой знак действует «без комплекта» — без того знака, который обозначает конец зоны контроля, в то время как для автоматической зоны весогабаритного контроля такое обозначение должно быть. Хотя бы потому, что водитель должен понимать, где такая зона заканчивается, чтобы иметь возможность остановиться (в зоне, напомним, это запрещается) и, как того требует закон, принять меры к устранению нарушения, если было выявлено превышение допустимых параметров.
При этом Правила вообще никак не регламентируют, насколько далеко от «умных» весов может простираться автоматическая зона весогабаритного контроля.
Напомним: понятие «зона автоматического весогабаритного контроля» ввел закон, который вступил в силу с 17-го января этого года. Он также предписывает оборудовать каждую «рамку» информационными табло для вывода предупреждения о превышении допустимых параметров.
В свою очередь, водитель, увидевший такое предупреждение, обязан остановиться в ближайшем разрешенном месте за пределами проезжей части (то есть уже выехав из зоны) и принять меры по устранению нарушения.