Оснащение транспортных средств тахографами регулируется приказом Минтранса 440 от октября 2020 года. Они предназначены для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. Сначала тахографами начали оснащаться все грузовики полной массой более 3,5 тонны, позже — и автобусы на более чем десять пассажирских мест. Исключение составляет техника, которая не выполняет коммерческую работу по перевозке, например, спецтехника. Для авторизации водителя в системе, фиксирующей его маршрут и график работы, применяются сложные ключи шифрования и создания усиленной квалифицированной электронной подписи.
Ассоциация транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) просит правительство отменить обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) в картах водителей для тахографов транспортных средств. Их применяют для контроля режима работы водителей, скорости и маршрута транспорта. Устройствами оснащены все новые грузовики и часть автобусов. Из-за долгой проверки КЭП и верификации водителей на рейсах происходят задержки, а перевозчики теряют деньги, объясняют в АТЭС. Там говорят и о рисках использования КЭП в мошеннических целях. Эксперты разделяют сомнения АТЭС, но не видят очевидной альтернативы.
“Ъ” ознакомился с письмом АТЭС в правительство от 20 августа. В нем представители отрасли просят премьера Михаила Мишустина вмешаться в ситуацию с применением КЭП для авторизации водителей, работающих с тахографами. В АТЭС считают, что КЭП в тахографах могут использовать злоумышленники, например, для перепродажи собственности водителя или фиксации приема груза в электронной транспортной накладной. Также из-за применения сложной системы верификации в тахографах страдают бизнес-процессы в деятельности перевозчиков, объяснил “Ъ” президент АТЭС Тарас Коваль: «Простой автотранспортного средства только на время проверки данных в системе для выпуска КЭП может достигать пяти суток, это фактически рабочая неделя».
Из письма следует, что представители АТЭС приобрели карты водителя на свое имя, выгрузили из них данные о деятельности водителей, сертификаты ключей проверки электронной подписи.
В АТЭС утверждают, что на запросы по проблеме в Минцифры и Минтранс не получены ответы «по существу». Ассоциация предлагает отменить использование такой высокой степени защиты системы и перейти на упрощенный вид электронной подписи, что снизит административную нагрузку и ускорит процесс выхода водителей на рейсы. В правительстве “Ъ” подтвердили, что обращение получено и направлено для рассмотрения в Минтранс и ФСБ.
В Минцифры “Ъ” сообщили, что по итогам анализа представленных АТЭС сертификатов был сделан вывод об их несоответствии текущим требованиям, предъявляемым к квалифицированным сертификатам. КЭП обеспечивает достоверность подписываемых сведений и соответствует требованиям законодательства, отметили в министерстве. Но АТЭС вправе инициировать изменения в законодательстве, признают в Минцифре. В Минтрансе не ответили на запрос.
Эксперты в целом разделяют критику АТЭС. Процесс выпуска КЭП строго регламентирован, говорит эксперт «Контура» по логистике Владимир Порохонько, и в случае с водителями всей страны «может затянуться на неопределенный срок». «Кроме того, срок действия такой подписи обычно составляет 12–15 месяцев, и затраты на ее ежегодный перевыпуск с высокой вероятностью будут включены в стоимость перевозки, что отразится на конечной цене товара»,— добавляет господин Порохонько. Поэтому, полагает он, требование применять КЭП в данной ситуации чрезмерно.
Таковой, по мнению топ-менеджера, может быть блокчейн, но для ее внедрения требуется отдельная исследовательская работа.