Завершение ряда крупных федеральных дорожных строек в Подмосковье, Ленинградской, Пензенской областях и Северной Осетии решением правительства РФ откладывается. Это следует из опубликованного плана дорожной деятельности на 2024–2028 годы с финансированием в 14 трлн руб. Так, на М-8 (на участке от 35-го до 47-го км после Пушкино) реконструкция будет завершена в 2028 году, а не в 2026-м. При этом часть проектов, напротив, предполагается завершить раньше, чем планировалось. Речь идет, например, о поэтапной реконструкции и строительстве новых направлений Рублево-Успенского шоссе. В обновленном плане впервые выделены средства на дорожное строительство в новых регионах. Пересмотр планов по запуску отдельных объектов, по мнению экспертов, может быть связан с «потенциальными возможностями резкого роста пассажирских и грузовых потоков» и сокращением общего объема финансирования дорожных проектов.
Пятилетний план дорожной деятельности (список наиболее важных дорожных строек с финансированием) правительство утвердило еще в июне 2022 года и ежегодно обновляет. 5 января Белый дом сообщил о новых правках коротко: количество объектов, включенных в план, выросло с 250 до 380, объем финансирования — с 13,2 трлн до 14 трлн руб., срок действия документа продлен до 2028 года включительно. Сам 394-страничный документ был опубликован уже после новогодних праздников, “Ъ” изучил его.
Прежде всего речь идет о корректировках сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов.
К примеру, в Подмосковье на трассе М-5 («Урал») окончание строительства нового участка трассы — от Ульянино до Непецино — сдвинулось с 2024 года на 2026-й, участка в обход поселка Октябрьский — с 2024-го на 2025-й. На М-8 (на участке от 35-го до 47-го км после Пушкино) реконструкция будет завершена в 2028 году, а не в 2026-м. В Ленинградской области ввод участка от 100-го до 134-го км после реконструкции трассы А-181 перенесли с 2024-го на 2026-й, а реконструкцию Санкт-Петербургского южного полукольца (на участке от 64-го до 106-го км) завершат не в 2025-м, а в 2027 году. В Северной Осетии открытия участков обхода Владикавказа в составе Р-217 перенесены с 2024 года на 2026-й. В Пензенской области обход Спасска в составе трассы М-5 — с 2024 года на 2025 год.
Впрочем, ряд проектов планируется закончить, наоборот, раньше. Срок ввода северного обхода Астрахани (в составе Р-22) передвинут с 2029 на 2028 год, обход поселка Сокуры (в составе дороги Р-239) в Татарстане — с 2027 года на 2026-й, а поэтапная реконструкция и строительство новых направлений Рублево-Успенского шоссе — с 2024–2028 годов на 2024–2027 годы.
Среди новых объектов, включенных в план, “Ъ” обнаружил 36-километровый платный дублер Егорьевского шоссе в Подмосковье (завершение стройки в 2027 году), тоннель под железнодорожными путями в Сергиевом Посаде (завершение после 2028 года), мост через Оку в Рязани (завершение после 2028 года). Как пояснили “Ъ” в Минтрансе, в новый план включены объекты, реализация которых необходима в рамках поручений президента РФ и правительства, стройки для развития транспортных коридоров Север—Юг, Запад—Восток, а также ключевых автодорог Азово-Черноморского направления и Дальневосточного федерального округа. Документ также дополнили проектами по ликвидации узких мест, в том числе за счет строительства обходов городов и крупных населенных пунктов.
Интересно, что перечень объектов «Автодора» из пятилетки вообще исчез: план в этой части теперь ссылается на программу деятельности госкомпании до 2030 года (утверждена распоряжением правительства в августе прошлого года).
Сейчас, по данным “Ъ”, готовится ее новая редакция. Предельный объем финансирования госкомпании вырос в новой редакции плана: в 2024 году — с 36,9 млрд до 130,5 млрд руб., в 2025 году — с 82,2 млрд до 251,9 млрд руб., в 2026 году — с 63 млрд до 223,9 млрд руб. Объяснения в Минтрансе не дали, сказав лишь, что в отношении госкомпании теперь указаны «общие объемы финансирования ее деятельности из федерального бюджета». Среди важных текущих объектов «Автодора» стоит отметить завершение трассы М-11 (обход Твери), продолжение М-12 до Екатеринбурга, а также перспективные — обход Адлера, расширение М-1 и М-3.
Впервые в план внесены мероприятия по ремонту и строительству дорог в новых регионах: в 2024 году на это планируется потратить 97,3 млрд руб., в 2025-м — 102,8 млрд руб., в 2026-м — 17,3 млрд руб. (на 2027–2028 годы не предусмотрено). Всего — 217 млрд руб. Также теперь в пятилетке закреплены 33 участка, где планируется обустроить освещение, в том числе на трассе А-291, М-7, Р-176, Р-132, М-8, А-121 и других. Росавтодор провел масштабный анализ подведомственной сети на предмет наличия мест с высокими рисками ДТП, в том числе из-за недостаточного освещения на участках дорог. «По результатам этой работы были выбраны приоритетные объекты,— пояснили “Ъ” в Минтрансе.— Помимо этого в обновленный план включены мероприятия по устройству шумозащитных экранов, тротуаров, надземных пешеходных переходов, площадок отдыха». Ранее все эти работы проходили по плану как часть «комплексного обустройства» участков, сейчас их детализировали с закреплением финансирования.
Актуализация плана является «рабочим моментом», отметил заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей РАНХиГС Дмитрий Агафонов. «Корректировка стратегических документов, предполагающих общий объем финансирования на уровне 14 трлн руб., является нормальной практикой и должна проводиться с учетом сложившейся к 2024 году мировой экономической и политический ситуации»,— говорит он. Пересмотр планов по запуску отдельных объектов, по его мнению, может быть связан с «потенциальными возможностями резкого роста пассажирских и грузовых потоков».
Основной причиной корректировки господин Агафонов считает сокращение финансирования дорожной стройки.
По оценке Sherpa Group, в соответствии с федеральным бюджетом на 2024–2026 годы автодорожные федеральные расходы (в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы») только в 2025 году будут уменьшены на 14,7% (на 74 млрд руб.). Господин Агафонов напоминает о том, что в 2023 году на правительственном уровне принято решение о сокращении на 4% объема средств, выделяемых в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
«Из-за санкций грузовые и туристические потоки развернулись с запада на восток и юг, на этих направлениях дороги с возросшим количеством транспорта не справляются. В новой пятилетке акцент смещен на объекты этих направлений, они сейчас в большем приоритете,— добавляет член общественного совета при МВД автоэксперт Игорь Моржаретто.— Строительство и реконструкция дорог на западе и севере переносятся на более поздний срок, что логично в текущих условиях».
В Минтрансе “Ъ” сказали, что план мероприятий будет дополняться ежегодно для актуализации его с законом о федеральном бюджете.