Российский автотранспортный союз выдвинул следующие предложения в резолюцию по итогам прошедшей 5 декабря 2016 года в Общественной палате Российской Федерации общественной экспертизы проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»:
— Для возможности сохранения действующего тарифа по оплате в системе «Платон» считаем необходимым обратиться в:
Правительство Российской Федерации.
1. Внести законопроект, обязывающий собственников (владельцев) транспортных средств регистрировать в системе взимания платы «Платон» транспортные средства, имеющие допустимую полную массу более 12 тонн и осуществляющие движение по дорогам общего пользования, а также обязанность использовать при движении этих транспортных средств бортовые устройства для фиксации движения по дорогам общего пользования.
2. Обеспечить контроль соблюдения транспортного законодательства в части соблюдения правил перевозки грузов и правил пользования дорогами общего пользования.
3. Проработать возможность проведения весогабаритного контроля транспортных средств в режиме автоматического контроля с применением видеофиксации нарушений в сочетании с возможностями, реализуемыми системой взимания платы «Платон» на основе ГЧП, для недопущения причинения ущерба дорожному покрытию в сумме 2,6 трлн. рублей ежегодно, наносимого при движении тяжеловесных транспортных средств. Данное сочетание является наиболее эффективной системой по следующим причинам:
а) Система даст возможность определить маршруты движения транспортных средств, допустивших нарушения допустимых весогабаритных норм, что даст возможность определить местонахождение мест погрузки и разгрузки транспортных средств, допустивших нарушения, и таким образом, за счет последующих мер контроля, не допустить движения транспортных средств с нарушениями;
б) Система даст возможность обеспечить презумпцию невиновности перевозчика за счет возможности, в случае несогласия с допущенным нарушением, по согласованию с оператором и под его контролем, осуществить движение до стационарного пункта весогабаритного контроля для контрольного взвешивания или замеров габаритов;
в) За счет существующих мобильных групп оператора даст возможность обеспечить проведение мобильного весового контроля в местах погрузки и разгрузки транспортных средств, ранее допустивших нарушения;
г) За счет фиксации маршрута движения помимо штрафа за нарушение возможно выставление счета за нанесенный ущерб дорожному покрытию;
д) Система позволяет отслеживать достоверность сведений, указанных о маршрутах движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по спецразрешениям;
е) Содержание системы обеспечивается за счет сбора платы за проезд транспортных средств по дорогам федерального значения и не зависит от сбора штрафов за нарушения, которых в последующем, при должном контроле, может и не быть.
Предлагаемые меры по пунктам 1-2 позволят добиться сохранения действующей платы по системе взимания платы «Платон».
По пункту 3 — ежегодно экономить средства, выделяемые из всех видов бюджета на ремонт и содержание дорог, около 2 трлн. рублей, согласно данным, приведенным представителями дорожной отрасли, и данным, полученным по итогам проведенной в период с 27 сентября по 4 октября 2015 года всероссийской акции «На дорогу без перегруза». Эти средства многократно перекроют средства, когда- либо собранные при любых ставках в системе «Платон».
Весь комплекс мероприятий по пунктам 1-3 позволит сохранить баланс, установленный после введения системы «Платон» между государством в лице Федерального дорожного агентства, грузоотправителями, перевозчиками и населением, являющимся конечным потребителем перевозимых товаров.
Второй комплекс мер, который может быть рассмотрен, основывается на увеличении платы в системе до уровня, предлагаемого Минтрансом России с одновременным увеличением действующих допустимых нагрузок на оси как для дорог 1-й категории на всей сети федеральных дорог. Данная мера также возможна только при выполнении пунктов 1-2.
В этом случае перевозчик может полностью использовать допустимую грузоподъемность транспортного средства, грузоотправитель за счет снижения стоимости перевозки на единицу товара снизит транспортную составляющую в цене товара, дорожная отрасль за счет дополнительных финансовых средств обеспечит ремонт, строительство и содержание федеральных и региональных дорог в нормативном состоянии под нагрузки, позволяющие использовать современный подвижной состав и, в конечном счете, даст рост экономики Российской Федерации за счет увеличения производительности труда на автомобильном транспорте, в том числе за счет логистических услуг при межсубъектных и внутрирегиональных перевозках, используя различный подвижной состав.