Сегодня в пресс-центре ТАСС в Новосибирске прошел круглый стол, посвященный вопросам эффективности институтов защиты и поддержки бизнеса в Новосибирской области.
В мероприятии приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области Валентин Сичкарев, президент МАРП Сергей Карпекин, гендиректор НГТПП Юрий Бернадский, сопредседатель Новосибирского областного отделения «Опоры России» Наталия Безрученкова, президент СТЭЛС Сергей Максимов и президент СААП Вячеслав Трунаев.
Эксперты высказали свое мнение о бизнес-климате в регионе, обсудили проблемы бизнеса, требующие решения на федеральном и региональном уровне. Вот какое мнение высказал по обсуждаемым вопросам президент СААП Вячеслав Трунаев:
— Для нашей отрасли – грузовых автомобильных перевозок – бизнес-климат процентов на девяносто определяется решениями федеральной власти. И здесь нам нечему радоваться. Условия для бизнеса только ужесточаются, налоговая и неналоговая нагрузка растет.
Все вы помните как в 2015 году появилась система «Платон», какой накал страстей вызвало ее внедрение. Затем большим стрессом для перевозчиков стали изменения в системе весового контроля — на федеральных и региональных трассах создается сеть автоматических постов. Транспортное средство проехало через рамку, зафиксировали даже незначительное превышение — получите штраф. Для перевозчиков они будут разорительными — даже минимальный штраф составляет 150 тысяч рублей.
Наша ассоциация не устает доказывать, что в таком виде систему весового контроля внедрять нельзя. В Европе и США автоматический контроль устроен по-другому. Можно сказать, идеально. Если транспортное средство по результатам измерений автоматических весов заподозрили в перегрузе, то на светофоре ему загорается стрелочка – съехать на дополнительную полосу и пройти контрольное взвешивание на стационарных весах. В случае если стационарные весы подтвердят перегруз, то до устранения нарушения грузовик на дорогу не выедет. Тем самым, дороги действительно спасаются от разрушения. А та система, что внедряется у нас, это всего лишь механизм сбора штрафов. Ее внедрение такой системы приведет к тому, что многие перевозчики, скорее всего, разорятся, а дороги будут продолжать разрушаться.
Хочу отметить, что еще в 2016 году Общественный совет при региональном омбудсмене рассмотрел и поддержал предложения СААП по внесению изменений в систему весового контроля. Минтранс России пошел на диалог с перевозчиками, обсуждает с нами меры, которые позволят улучшить работу автоматических весов. Например, идет речь об установке на трассах информационных табло, чтобы водитель сразу же получал информацию о том, что автоматические весы выявили перегруз. Это хоть маленький, но шажок в правильном направлении.
В прошлом году все транспортные компании получили сильнейший удар по своей экономике из-за резкого подорожания топлива. Дизельное топливо за год поднялось в цене на тридцать процентов! А себестоимость транспортных услуг почти на треть складывается из топливной составляющей. Все знают почему увеличились цены на топливо. Это результат так называемого налогового маневра, то есть, следствие решения федеральных властей снизить экспортные пошлины на нефть, что увеличивает зависимость внутреннего рынка от цен на внешнем рынке.
После массовых акций протеста и решения правительства о заморозке цен на топливо в рознице, мы столкнулись с тем, что топливные компании ввели для потребителей-юридических лиц так называемый сервисный сбор. По сути, это наценка к розничной цене на 1-3,7%. За что мы платим этот сбор? Может, нас цыгане с гитарами встречают у входа на АЗС? Нет, никаких новых услуг не появилось. При этом потребители-физические лица, те, кто платят наличными, даже скидки получают на АЗС. Мы добиваемся отмены сервисного сбора. Еще осенью написали по этому поводу письма в региональное управление ФАС, в прокуратуру. Получили ответы, что наше обращение переправлено в вышестоящие инстанции в Москву. Надеемся, что сервисный сбор все-таки будет отменен.
В 2017 и 2018 годах мы вместе с другими бизнес-ассоциациями и институтом омбудсмена в Новосибирской области приложили немало усилий, чтобы доказать властям какой огромный вред принесет отмена льготы по налогу на движимое имущество. Была реальной угроза того, что предприятия просто перестанут обновлять оборудование и, в том числе, автопарк. К счастью, президент прислушался к мнению бизнеса и подписал закон, в соответствии с которым с 2019 г. все движимое имущество организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество. За последнее время это, наверное, единственное решение федеральных властей, облегчающее условия для ведения бизнеса.
Логично было бы сделать и следующий шаг — отменить транспортный налог. Сейчас грузоперевозчики подвергаются фактически тройному налогообложению. Самый разумный выход – зафиксировать этот сбор в виде акциза на топливо. В прошлом году мы вместе с Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, региональным отделением Федерации автовладельцев России и депутатом Госдумы РФ Верой Анатольевной Ганзей направили президенту России, Правительству России и Государственной Думе РФ обращение с предложением отменить транспортный налог. К сожалению, все вышеупомянутые инстанции ответили на наше предложение отказом. Но мы будем и дальше добиваться отмены этого налога.
Серьезной угрозой для малого бизнеса в сфере перевозок в последнее время стали действия Росфинмониторинга. То одна, то другая транспортная компания сталкивается с тем, что банки по указанию Росфинмониторинга блокируют ее расчетный счет по подозрению в финансировании терроризма и отмывании доходов, полученных преступным путем. Видимо, подозрение вызывают переводы денег контрагентам. Но для транспортных компаний это стандартная форма работы, когда конкретным исполнителям-субподрядчикам (физическим лицам или ИП) перевозчик переводит деньги за оплату их работы. Конечно, перевозчики пишут жалобы в Центральный банк и рано или поздно нелепые обвинения с них снимаются. Но все это время страдает бизнес. Хотелось бы, чтобы Росфинмониторинг тщательнее подходил к работе по блокировке счетов.
На региональном уровне самым ярким событием последнего времени, наиболее сильно влияющим на бизнес-климат для перевозчиков, можно назвать создание в этом году «транспортного коридора» через Новосибирск. Мы признательны министру транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолию Викторовичу Костылевскому за то, что он пошел навстречу перевозчикам. Наша ассоциация давно убеждала власти в том, что такой коридор необходим: мы писали письма в региональный минтранс, поднимали эту тему на различных совещаниях, а также на конференциях и круглых столах.
До сегодняшнего дня у транзитного транспорта не было возможности объехать Новосибирск, чтобы с западного или восточного направления попасть на Чуйский тракт, не заезжая на городские улицы. В период весенних ограничений это создает огромные проблемы для передвижения транзита, так как на федеральных трассах ограничения не вводятся, а на местных дорогах Новосибирска разрешенная нагрузка на ось в это время снижается до 5 т. Соответственно, загруженное по нормативам транспортное средство, заезжая на городские улицы, автоматически попадает в разряд нарушителей.
Чтобы создать транспортный коридор требовалось предварительно провести диагностику участков дорог, которые в него войдут, понять, способны ли они выдержать более высокую нагрузку в этот период. В прошлом году мэрия Новосибирска провела исследование участков, которые должны были войти в левобережный транспортный коридор, убедилась в том, что они могут выдержать соответствующую нагрузку. На рабочем совещании в региональном минтрансе мэрии Новосибирска было рекомендовано в 2019 г. провести диагностику улично-дорожной сети для организации дополнительного транспортного коридора и на правом берегу Оби. Надеемся, что эта работа будет выполнена и в 2020 г. появятся уже два коридора.
Хотелось бы, чтобы на этом работа не остановилась, и городские власти провели диагностику и других улиц, прежде всего тех, где расположены крупные логистические комплексы.