29.03.2019

На этой неделе в Москве прошла конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности 2019». В работе конференции приняла участие делегация СААП, а президент СААП Вячеслав Трунаев выступил с докладом. Публикуем текст его выступления:

Новосибирск – крупнейший за Уралом транспортный узел. Третий город в России. Наряду с целым рядом особенностей, это прежде всего центр, через который проходит огромное количество транзитного автомобильного транспорта в западном, восточном и южном направлениях. При этом город испытывает дефицит не только современных развязок, но и автомобильных обходов. Лишь несколько лет назад был введен в эксплуатацию Северный обход. Тем самым, город освободился от транзита, двигающегося с запада на восток и обратно.

В своем выступлении хочу поделиться опытом нашей работы по решению важнейшего вопроса, связанного с движением транзитного транспорта в весенний период и организацией самих весенних ограничений.

  1. Вы, наверное, уже слышали в прессе, что в этом году на период весенних ограничений в Новосибирске будет создан «транспортный коридор». Это происходит впервые. Мы признательны мэрии Новосибирска и Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области за то, что они наконец-то прислушались к предложению Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков. Чтобы убедить власти потребовалось несколько лет: мы писали письма в региональный минтранс, поднимали эту тему на различных совещаниях, а также на конференциях и круглых столах, которые проводит наша ассоциация.

До сегодняшнего дня у транзитного транспорта не было возможности объехать Новосибирск, чтобы с западного или восточного направления попасть на Чуйский тракт, не заезжая на городские улицы. В период весенних ограничений это создает огромные проблемы для передвижения транзита, так как на федеральных трассах ограничения не вводятся, а на местных дорогах Новосибирска разрешенная нагрузка на ось в это время снижается до 5 т. Соответственно, загруженное по нормативам транспортное средство, заезжая на городские улицы, автоматически попадает в разряд нарушителей.

Чтобы создать транспортный коридор требовалось предварительно провести диагностику участков дорог, которые в него войдут, понять, способны ли они выдержать более высокую нагрузку в этот период. В прошлом году мэрия Новосибирска провела исследование участков, которые должны были войти в левобережный транспортный коридор, убедилась в том, что они могут выдержать соответствующую нагрузку. На рабочем совещании в региональном минтрансе мэрии Новосибирска было рекомендовано в 2019 г. провести диагностику улично-дорожной сети для организации дополнительного транспортного коридора и на правом берегу Оби. Надеемся, что эта работа будет выполнена и в 2020 г. появятся уже два коридора.

Хотелось бы, чтобы на этом работа не остановилась, и городские власти провели диагностику и других улиц, прежде всего тех, где расположены крупные логистические комплексы. Могу предположить, что, наверное, в Подмосковье такая работа уже проведена, состояние дорог диагностировано. Поскольку в прошлом году Московская область отказалась вводить весенние ограничения, посчитав их экономически нецелесообразными.

  1. Очевидно, надо более тщательно подходить к определению сроков введения и продолжительности самих временных ограничений. На совещаниях в Правительстве Новосибирской области специалисты из нашего региона говорили о том, что существуют различные методики определения начала и окончания периода оттаивания земляного полотна автомобильных дорог. Их пробные расчеты показали, что в Новосибирской области в 2017 году ограничение движения на дорогах необходимо было вводить 19-20 июня, в райцентре Болотное – 21-22 июня, в Татарске – 29-30 июня, а в Барабинске – 3-4 июля. И вводить не на месяц, а всего на неделю. На деле же весенние ограничения в 2017 году действовали с 17 апреля по 16 мая.

Если эти расчеты верны, то значит, мы закрываем дороги не вовремя. И такое несоответствие сроков наносит дорогам многомиллиардный ущерб. ТУАД Новосибирской области решил разобраться в проблеме, заказал научное исследование, по результатам которого рассчитывал получить методику прогнозирования начала периода весеннего оттаивания грунта. Но, как говорят в ТУАД, качество выполненных научно-исследовательских работ управление не устроило, с подрядчиком ведется претензионная работа. Поэтому сроки применения методики отодвинулись в неопределенное будущее.

  1. Если говорить о весенних ограничениях в принципе, то, конечно, они нужны. Что греха таить, некоторые наши региональные и местные дороги находятся в таком состоянии, что их надо весной поберечь. Но ограничения должны распространяться на всех. Сейчас существует очень обширный перечень категорий грузов, перевозка которых не попадает под действие весенних ограничений. Не попадает под запрет перевозка продуктов питания, ГСМ, фуража, почты. А что, машины, которые перевозят эти грузы, не разбивают дороги? Разбивают. Зачем тогда ограничение? В этот период все начинают возить те грузы, что не попали под запрет. В результате, фуры как ходили, так и ходят с полной нагрузкой, а дороги убиваются. В таком виде весеннее ограничение — фикция чистой воды. Но оно может стать реальным, если максимально допустимую нагрузку на ось увеличить с 5 тонн до хотя бы 8 тонн. В таком случае, магистральный автопоезд сможет перевезти 10 тонн груза. Это вдвое меньше, чем в период, когда отсутствуют ограничения. Но грузоотправители, судя по нашему общению с ними, готовы к такой загрузке машин и даже согласны платить за такой фрахт столько же как за перевозку 20 тонн груза. Тем более, если период ограничений будет всего семь дней.
  2. Можно ли создать единую систему информирования перевозчиков о весенних ограничениях, вводимых в различных субъектах федерации? Можно и нужно. Сейчас такую информацию по крупицам из пресс-релизов собирают СМИ, например, сайт «Доринфо». У перевозчиков эта информация пользуется спросом. Она нам очень нужна. Представим такую ситуацию: перевозчик выстраивает маршрут, например, по трассам в Сибири. Из каких-то источников он узнает, что в Новосибирской области в этом году весенние ограничения вводятся с 29 апреля по 31 мая. Если перевозчик сделает предположение, что и в соседних регионах, расположенных в той же климатической зоне, ограничения будут действовать примерно в это же время, то рискует ошибиться. От Новосибирска до Кемерова всего 260 километров, но в Кемерове ограничения вводятся на месяц раньше, с 25 марта по 23 апреля.

Как думаете, сложно ли Росавтодору создать на своем сайте раздел «Весенние ограничения» с таблицей о сроках и условиях весенних ограничений по всем регионам? Много у него это займет времени и сил? Наверное, просто никто в ведомстве до сих пор не задумывался о необходимости такого раздела.

Что касается особенностей Кемерово: у регионального центра нет объездной дороги! Пользуясь случаем, хочу обратиться к представителям Минтранса с предложением обратить внимание Кемеровских балансодержателей на решение вопроса по созданию транзитного коридора.

  1. В завершение хочется сказать, что перевозчики, разумеется, выступают за сохранение дорог. Но мы бы хотели, чтобы власти обратили больше внимания на проблемы, возникающие в связи с вводом весенних ограничений, и прежде, чем принимать решения по этим вопросам, больше консультировались с экспертным сообществом.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики