В 2019-м году в России было продано 80,7 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 2% меньше, чем в 2018-м году, говорят данные аналитического агентства «Автостат». До этого в течение трех лет рынок год от года только прибавлял. Таким образом, за последние три года он просел впервые.
В последний раз рынок демонстрировал падение в 2015-м году. Тогда по понятным для всех причинам (действие санкций и все такое) продажи грузовиков сократились почти наполовину — сразу на 42%.
Для сравнения: за год было реализовано только 51,2 тыс. транспортных средств.
Однако уже в следующем, 2016-м, году рынок начал стабилизироваться (итоговый рост на 4%), а в 2017-м вернулся на прежние позиции, прибавив 50,4%.
Показатели 2018-го года, правда, оказались менее впечатляющими: продажи увеличились только на 2,7%. Вместе с тем в течение I полугодия они по-прежнему росли двузначными темпами (рост по итогам I квартала составил 43%) и стали серьезно проседать только во второй половине года. Причем причины этого явления тоже были хорошо понятны: начавшийся с весны топливный кризис и, как следствие, увеличение издержек перевозчиков в связи с подорожанием топлива — их основной статьей затрат.
В 2019-м году ситуация на топливном рынке уже выровнялась (цены на бензин и дизель выросли в пределах инфляции), к наличию санкций тоже все привыкли, однако продажи грузовых автомобилей на протяжении всего года продолжало шатать. Череда роста, который ни разу не вышел за пределы 10%, затягивалась максимум на два месяца, а падение достигало 17,8%. Причем после августа динамика рынка менялась каждый месяц: от плюса к минусу, от минуса к плюсу, затем опять к минусу и т.д.
Для наглядности: в октябре было реализовано 8,1 тыс. грузовых автомобилей, что оказалось на 5,3% больше, чем в октябре 2018-го года, а уже в следующем месяце, в ноябре, — 7,2 тыс. грузовиков. Сразу на 11,3% меньше аналогичных результатов 2018-го года.
Эксперты, в целом, такое «шатание» объясняют невысокими темпами экономического роста и замедлением глобальной экономики в том числе, отсутствием четко прогнозируемой «картины рынка», снижением потребительского спроса, сокращением малого и среднего бизнеса, уменьшением инвестиций и недостаточностью мер государственной поддержки для обновления автопарка.
Изначально в 2019-м году программы льготного автокредитования и льготного лизинга вообще сократили почти в 3 раза: вместо 30,4 млрд. рублей, направленных в 2018-м году, выделили только 10,4 млрд. рублей.
Эти 10,4 млрд. рублей «вычерпали» уже к концу I полугодия. В июле дополнительные средства в бюджете все-таки нашли, но лишь 10 млрд. рублей. Таким образом, в 2019-м году по сравнению с 2018-м государственная поддержка уменьшилась где-то на треть.
Что примечательно: непосредственно в декабре рынок грузовиков снова значительно вырос. В течение месяца было продано 10,3 тыс. транспортных средств (и это, кстати, годовой рекорд) — на 8,7% больше, чем в декабре 2018-го года.
Правда, этот «взлет», по всей видимости, является не столько намеком на положительную тенденцию, сколько желанием перевозчиков успеть приобрести автомобиль до нового года. Поскольку было хорошо известно, что с 1-го января увеличат ставки утилизационного сбора (на тягачи — на 66,8%), что в той или иной степени отразится в стоимости машины.