По данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых грузовых автомобилей по итогам 2020-го года сократились на 7,3%, хотя весной, во время первой волны коронавируса, эксперты предрекали падение чуть ли не на 40%. Стоит отметить, что в свое время, в 2015-м году, на «санкционный» кризис рынок отреагировал гораздо жестче — -41,9%.
Основной причиной сокращения продаж грузовых автомобилей в 2020-м году, конечно же, стала ситуация с распространением коронавирусной инфекции. При этом максимальное падение случилось в апреле (-32,5%) и было связано не только с закрытием предприятий в Европе и России и общей растерянностью бизнеса на фоне обстоятельств, с которыми он прежде никогда не сталкивался, но и с тем, что среди тех, чью работу ограничили на время пандемии, оказались и автодилеры.
Единственным «коронавирусным» месяцем, когда продажи грузовиков росли, стал сентябрь: +14,8% по сравнению с 2019-м годом. Это можно объяснить ослаблением первой волны эпидемии, возвращением экономики после коронавирусных ограничений к прежнему ритму работы и удовлетворением отложенного спроса.
Во время второй волны спрос на грузовые автомобили тоже падал, но, поскольку перевозчики уже «притерлись» к новым условиям, не так резко: в декабре, например, рынок «просел» на 8,7%.
В целом, итоговые объемы продаж все-таки оказались лучше, нежели прогнозировали эксперты. В первую волну они вообще опасались, что падение составит 40-60%, во вторую волну говорили о сокращении на 11%.
Вместе с тем, несмотря на сложное положение на рынке, Министерство промышленности и торговли планирует поднять в 2021-м году ставку утилизационного сбора на 25%, хотя последнее повышение сбора, когда коэффициенты для тягачей увеличили почти на 67%, состоялось совсем недавно — в 2020-м году.
В ведомстве, правда, обещают, что это точно не отразится на стоимости произведенных в России автомобилей, поскольку средства, вырученные от повышения сбора, пойдут как раз таки на поддержку отечественного автопрома — на программы льготного кредитования и льготного лизинга российских транспортных средств.
Цены на импортные автомобили, по уверениям ведомства, от увеличения сбора тоже не должны значительно вырасти: повышение якобы нивелирует произошедшее в 2018-2019 годах снижение ввозной пошлины с 20% до 15%.
При этом в декабре значительно подорожала металлопродукция, что точно отразится на стоимости автомобилей.
P.S. В 2020-м году из производителей грузовых автомобилей увеличением продаж могут похвастаться только «КамАЗ» и «Урал» (причем «Урал» сразу на 27,3%, в то время как «КамАЗ» — только на 0,6%). Все остальные марки грузовых автомобилей оказались в минусе, а в наибольшем — DAF (-34,3%).