17.10.2018

Увеличение акциза на топливо в 1,5 раза, которое произойдет 1 января будущего года, станет причиной «резкого скачка цен на бензин». Такой прогноз сделала Счетная палата в заключении на проект бюджета на 2019-2021 годы.

 

Ведомство Алексея Кудрина считает: чтобы не допустить топливного бума, придется принимать дополнительные сдерживающие и компенсационные меры. Как полагают эксперты, речь должна пойти о шагах навстречу нефтяникам и умеренном регулировании налоговой базы. В ином случае стоимость горючего уже в январе скакнет на 10%. Литр АИ-95 тогда подорожает с нынешних 45,7 до 50-50,5 рублей.

 
Счетная палата не называет конкретной планки, до которой могут разогнаться цены на АЗС. Ведомство, скорее, констатирует факты и предупреждает о последствиях.

 
С 1 января 2019 года акцизы на бензин вырастут с 8,2 тыс до 12,4 тыс рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5,67 тыс до 8,5 тыс рублей. Это, говорится в отзыве Счетной палаты, может привести к резкому росту цен.

 
Напомним, что с 28 апреля по 28 мая этого года оптовая цена за тонну бензина марки АИ-92 и АИ-95 выросла почти до 7 тыс рублей. Розничная стоимость литра Аи-95 только в апреле росла в 20 раз быстрее, чем совокупно за январь-март. В итоге она увеличилась с 41-го до 45,5 рублей.
Чиновники объясняли такое явление скачком цен на нефть на мировых площадках. Действительно, стоимость барреля, еще в начале апреля едва достигавшая отметки в $67, в середине мая выросла почти до $80.

 
Однако президент Владимир Путин в рамках ежегодной Прямой линии в начале июня заявил, что взлет цен является «результатом неточного регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов».

 
Чиновники обещали исправиться. Они не только отказались от еще одного повышения акцизов, которое было запланировано на 1 июля, но даже снизили размер сборов. Впрочем, существенного влияния эти меры на стоимость топлива не оказали. Розничные цены в июле-августе снизились лишь на 0,2% и 0,3% соответственно, что очень близко к статистической погрешности. При этом, от повышения акцизов с 1 января 2019 года правительство не отказалось. Как полагает Счетная палата, последствия этого решения могут привести к самым печальным последствиям.

 
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, аргументация, которой руководствуется ведомство Алексея Кудрина, вполне убедительная — рост налоговой составляющей всегда приводит к увеличению цены конечного продукта. «Счетная палата специально не называет точный прогноз по топливному рынку — в денежном эквиваленте. Федеральная антимонопольная служба старается препятствовать распространению резких прогнозов. По мнению ведомства, они могут спровоцировать панику и действительно повлечь скачек стоимости горючего», — отмечает эксперт. Все это будет происходить на фоне роста мировых цен на нефть, которые, по мнению западных аналитиков, достигнут отметки в $100 за баррель.

 
По словам Пикина, правительству придется идти на дополнительные уступки крупным добывающим компаниям, которые являются также и основными игроками на сбытовом рынке топлива России. В частности, удовлетворить требование нефтяников о стопроцентной компенсации экспортной премии. Когда стоимость барреля резко увеличивается, это процесс приобретает характер тенденции. Помимо отдельных скачков цен, которые происходят время от времени, стоимость «черного золота» растет каждый день, прибавляя по 0,01% — 0,05%.

 
Нефтяникам в таких условиях становится более заманчиво значительно увеличить поставки сырья на экспорт. Однако по просьбе государства, они искусственно сдерживают продажу топлива за рубеж, чтобы не создавать на внутреннем рынке дефицит нефтепродуктов и дополнительного давления на цены. С 2019 года правительство согласилось возмещать нефтяникам 60% экспортной премии — то есть, того дохода, который компании могли получить, экспортируя больше сырья.

 
В денежном выражении размер государственной субсидии, который платится непосредственно из бюджета, должен составить около 120 млрд рублей. Нефтяникам этого мало — они настаивают на 100-процентной сумме, которая составляет примерно 200 млрд рублей.

 
Впрочем, правительство не будет спешить расстаться со своими средствами. По мнению старшего аналитика «Альпари» Романа Ткачука, для Минфина приоритетом является выполнение майских указов президента. Финансовое ведомство, напротив, в следующем году снова будет искать способы дополнительного пополнения бюджета. Занимать на внешнем и внутреннем рынке Минфину стало сложнее. Программа приватизации застопорилась, значит, речь снова может пойти о повышении налогов.

 
«НДПИ вряд ли будет увеличен — скажется сильное лобби нефтегазовых компаний. На поднятие НДС и налога на прибыль Минфин вряд ли пойдет, так как это вызовет массовую негативную реакцию со стороны населения. Поэтому выбор падает на топливные акцизы. Наверняка рост налогов компании переложат на потребителей. Россиянам стоит быть готовыми к росту цен на бензин еще на 10% в начале 2019 года. Более тревожно, что это может привести к росту цен на продукты и другие товары», — отмечает эксперт.

Au92.ru

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики