11.05.2017

Дальнобойщики Якутии озвучили проблемы на своем первом съезде, который прошел 5 мая в Якутске, организованном республиканским министерством транспорта и дорожного хозяйства, ТПП Якутии и РОО «Дальнобойщики РС(Я)». Разговор между водителями и представителями власти состоялся непростой, каждая сторона хотела быть услышанной. О чем говорили и к чему пришли участники съезда – в материале корреспондента ИА YakutiaMedia.

На первом съезде дальнобойщиков приняли участие более 300 делегатов. Камнем преткновения для предпринимательства в сфере грузовых и пассажирских перевозок являются тахографы, система «Платон», размер транспортного налога – именно об этом шли дискуссии, в которых участвовали водители, представители ГИБДД, налоговой службы, Управления госавтонадзора по РС(Я), Минтранса РС(Я), Торгово-промышленной палаты, депутаты.
Мероприятие, по мнению многих участников, актуально, поскольку почти 77% грузов в Якутии доставляются автомобильным транспортом. Между тем, условия работы в северной республике непростые: сезонность автодорог, отсутствие дорожного сервиса и заправочных станций, плохая связь.
С 2016 года водителей обязали устанавливать тахографы в транспортных средствах. Установка этого прибора вызвала много нареканий со стороны дальнобойщиков Якутии. Как сказал заместитель начальника Управления госинспекции безопасности дорожного движения МВД по РС(Я), подполковник полиции Александр Оросин, тахографы является обязательным устройством, которое должно быть в транспортных средствах, занимающихся коммерческими перевозками. Прибор устанавливается согласно решения Европейской экономической комиссии ООН и направлен на обеспечение безопасности перевозок.

«Он предназначен для контроля режима труда и отдыха, учета работы водителей, маршрута — где ездите, где заправились, где превысили скорость. Это очень хорошо работает в Европе. А мы начинаем только проводить эту работу», — сказал он. При этом Оросин отметил, что, к сожалению, устройство в полном режиме в Якутии пока не работает.
По словам предпринимателя Андрея Герасименко, наличие тахографа никоим образом не облегчает работу водителя-дальнобойщика, режим которой диктуют, по сути, экстремальные природные условия Якутии. В нынешнем году автозимники открыли на месяц позже срока: из-за обильных осадков лед рек и озер долго не мог набрать прочность под едва ли не двухметровым слоем снега. А затем на севере республики бушевала небывалая по продолжительности пурга. Все это вместе взятое заставляет водителей спешить с открытием дороги, чтобы доставить жизнеобеспечивающий груз, который так ждут жители отдаленных сел, где порой из-за дефицита топлива вводят режим экономии на местных котельных, как в прошлую зиму.

«Как вы представляете себе проехать, учитывая показания тахографа, реки Колыму и Индигирку, когда поджимает время?!» – спросил Герасименко. Да и нет в якутской глухомани условий для отдыха, отсутствует устойчивая связь и никакая «скорая помощь» не поспеет в случае ДТП. Полтора месяца назад под Хандыгой пострадавший во время автоаварии водитель просто истек кровью и умер, с горечью сказал Андрей Васильевич.
Претензии предпринимателя касались и выездных постов ГИБДД на переправе в Качикатцах. Герасименко отметил (и его высказывание было поддержано аплодисментами и одобрительными восклицаниями коллег-дальнобойщиков), что из-за «тахографа» приходится каждый раз «класть 500 рублей под колесо».
Между тем, дальнобойщики считают, что тахограф бесполезен в условиях Якутии и создает излишние траты.
Помимо транспортных, дорожных и прочих налогов, водителям приходится оплачивать покупку и установку этого прибора в размере около 60 тысяч рублей. А некоторые платят штрафы за нарушение требования.
«Где Европа, а где мы. Ваши сотрудники, когда тормозят, спрашивают: «Есть тахограф?». «Нету». Я ему задаю вопрос: «Ты его прочитать сможешь?». «Нет». Зачем тогда спрашивать?
Даже если стоит этот тахограф, то как вы представляете нашу работу? По реке Колыма, реке Индигирка если я сегодня не выеду рано, то завтра будет поздно. Как мы сможем сделать свою работу в отсутствии инфраструктуры, в отсутствии тепла, в отсутствии медицинской помощи? Вот куда надо смотреть, а не на Европу. Нам до нее, как до Луны. Вот ответьте, насколько целесообразна установка тахографа в наших северных районах?», — обратился с вопросами к представителям власти и надзорных органов дальнобойщик из поселка Нижний Бестях Андрей Яросименко.

Его поддержали многие дальнобойщики, поскольку согласно прибору, водитель должен полноценно отдыхать, чтобы обеспечить безопасность на дорогах. Но на трассах Якутии, особенно на арктических дорогах, отсутствует придорожный сервис, то есть водителям негде отдохнуть и нормально поесть.
Однако Александр Оросин сказал, что претензии должны звучать не в адрес автоинспекторов, а к законодателям, то есть к депутатам. «Мы выполняем и будем выполнять требования закона», — сказал он.
Представитель дальнобойщиков Жиганского улуса Альберт Иванов считает, что власти должны пойти навстречу в решении проблем, в частности тахографов. «Это вопрос нужно согласовать с водителями», — сказал он.
По поводу забастовок против системы «Платон» Иванов отметил, что они в Якутии тоже могли быть. «Но мы понимаем, что, если мы не завезем грузы, то до следующего зимника селам трудно будет жить.
Поэтому надо, чтобы власти тоже шли навстречу к нам, надо прийти к соглашению», — сказал дальнобойщик.
В свою очередь министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров отметил, что установка тахографа – это требование федерального закона. «Но, если считаете не приемлемым, то давайте доказывать. Нет письменных доказательств и обоснования, чтобы с ними выйти на федеральный центр. Мы готовы вместе с вашим сообществом выйти с такой инициативой. Давайте вместе работать над обоснованием», — сказал он.
Дальнобойщики также отметили, что сталкиваются с проблемой отсутствия медицинской помощи, заправочных станций и ремонтных пунктов.
Как сказал руководитель отдела автомобильного транспорта Департамента дорожной службы и автомобильного транспорта минтранса Владислав Романов, съезд прошел продуктивно, основные его цели были достигнуты – участники услышали друг друга. Минздрав республики уже отрабатывает возможность оказания медпомощи на дорогах Якутии.

Так, ведомство намерено закупить уже в этом году 4-5 КамАЗов, оснащенных медоборудованием, которые будут курсировать по федеральным и арктическим трассам, по которым ездят дальнобойщики. Кроме того, минтрансом разрабатывается проект программы по придорожному сервису, которая будет действовать не только на федеральных и улусных дорогах, но и на автозимниках. «Хотим так же поставить уже в ближайшие годы несколько дорожно-ремонтных мастерских, но их строить, конечно дорого. Также будем наращивать ремонтную технику», — сказал Романов.
Что касается транспортного налога, то в 2016 году республиканский бюджет получил 834 млн рублей, деньги пошли на ремонт региональных дорог, общая протяженность которых составляет 36 тыс. км. Стоимость ремонта одного км дорог в Якутии стоит 100 млн рублей, так что вопрос о снижении размера транспортного налога отпадает сам собой. Другое дело, что можно воспользоваться льготами и налоговыми каникулами.
Взносы в систему «Платон» в целом по России составили 22 млрд рублей, по Якутии – 15 млн рублей. Отчислений от «Платона» в республику пока не было.
Как пояснил министр транспорта Семен Винокуров, деньги от «Платона» идут на ремонт федеральных автодорог.
Кроме того, в адрес Госкомитета по обеспечению жизнедеятельности населения также внесут предложение по строительству автозаправочных станций.
В резолюции участники съезда, в частности, призвали:
— Правительство РФ – продолжить усилия по созданию законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей устойчивое развитие сферы грузовых автоперевозок;
— федеральные контрольно-надзорные органы – снизить число внеплановых проверок субъектов МСП, занимающихся грузовыми автоперевозками в северной и арктической зонах Якутии, а также обеспечить исполнение указа главы РС(Я) от 24.03.2017 г. №1817 относительно запрета для иностранцев вести на основании патентов отдельные виды экономической деятельности в части грузовых автоперевозок;
— Минтранс РС(Я) и Министерство по делам инвестразвития и предпринимательства РС(Я) – уделять больше внимания расширению объектов придорожного сервиса и дорожной инфраструктуры;
— реализовать комплекс мер по повышению безопасности дорожного движения, снижению тяжести последствий от ДТП;
— увеличить в автопарке «Дороги Арктики» число дорожно-строительной техники, дислоцированной в северных и арктических районах;
— исполнительные органы госвласти РС(Я) – исключить авансовые платежи при патентной системе налогообложения субъекта МСП;
— в целях повышения востребованности применения патентной системы налогообложения ускорить разработку законопроекта о снижении размера страховых взносов на обязательное социальное страхование, в том числе в ПФР;
— при распределении субсидий включать в состав комиссий представителей общественных объединений предпринимателей, не менее 50% от общего числа членов;
— обеспечить своевременную выплату зарплаты по доставке грузов северного завоза;
— органы местного самоуправления – провести ревизию доступности дорожных съездов и выездов в границах муниципальных образований;
— рассмотреть вопрос об уменьшении величины коэффициента базовой доходности (К2) для исчисления суммы налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также утвердить нагрудный знак района «Ветеран дальней дороги».
По материалам: yakutiamedia.ru и 1sn.ru

АТИ Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики