Сегодня 25 декабря 2024

08.08.2019

Нехватка дальнобойщиков докатилась до Европы. Особенно сложная ситуация сложилась в Испании: там средний возраст водителя большегруза превысил 55 лет.

В Испании некому водить грузовики. По прогнозам экспертов, в течение ближайшего десятилетия более 70% ныне работающих водителей большегрузов уйдут на пенсию. В связи с этим дефицит профессионалов (сегодня стране не хватает 15 тысяч водителей) будет расти. Работодатели утверждают: нехватка сотрудников уже сейчас тормозит развитие автомобильных грузоперевозок и создаёт проблемы для экономики страны, и в будущем эти тенденции будут усиливаться.

Молодой водитель – большая редкость
Средний возраст дальнобойщика в Испании составляет около 55 лет. Он постепенно растёт, потому как опытные водители выходят на пенсию, а молодежь в этой работе не заинтересована – прежде всего из-за её характера. Не каждый молодой человек захочет ездить в дальние рейсы и проводить ночи в спальнике. Кроме того, у дефицитной профессии довольно высокий порог вхождения: стоимость получения прав для управления большегрузом составляет около 3000 евро. Еще один минус – невысокие для Западной Европы зарплаты: водители, работающие на «коротком плече», получают в среднем 1400 евро в месяц, а дальнобойщики, выполняющие рейсы по всей Европе – 2000 евро.

Европейские компании разными способами решают проблему дефицита водителей. Некоторые перевозчики покупают дальнобойщикам легковые авто, а кто-то арендует для них дома. Испанские перевозчики идут другим путём: они связываются с автошколами и просят предоставлять информацию об учениках, получающих соответствующие водительские удостоверения.

Обратную связь предприниматели получают нечасто: молодежь редко сдаёт на коммерческие права.
— Водитель вилочного погрузчика на складе работает 8 часов в день и ночует дома. А зарабатывает он столько же, сколько дальнобойщик, который работает больше и часто не знает, где остановится на ночлег. Поэтому молодой водитель большегруза сегодня большая редкость, что-то вроде снежного человека! – говорит президент Каталонской ассоциации грузоперевозчиков Эваристо Маганья.

Каталонские предприниматели провели эксперимент, чтобы продемонстрировать, насколько востребована профессия водителя. Они зарегистрировались на рекрутинговом сайте и создали вымышленный профиль опытного дальнобойщика, 40-летнего мужчины с 20-летним стажем. От предложений работодателей не было отбоя: многие компании предложили несуществующему водителю оклад, значительно превышающий среднюю зарплату по стране.

Российские проблемы каталонских перевозчиков
Ситуация ухудшается, и многим компаниям приходится отказываться от заказов из-за нехватки водителей. Например – компания Fredist из Каталонии. В её штате – сотня водителей, но их недостаточно для выполнения всех поступающих заявок.

— Электронная коммерция значительно увеличила объемы перевозок, но грузоотправители корректируют ставки под себя, а повышение зарплат затруднено из-за низкой маржинальности, — жалуется представитель компании Джоан Казановас.

Одна из причин низкой доходности бизнеса – постепенно растущие цены на топливо. За последние 20 лет горючее подорожало вдвое, а тарифы на грузоперевозки практически не изменились.

Предприниматели не закладывают растущие издержки в стоимость перевозки, опасаясь демпинга со стороны конкурентов: эта проблема актуальна как в Испании, так и в России.
— Эта ситуация привела к обнищанию сектора, — жалуется глава каталонской гильдии перевозчиков Хоаким Гил. – Именно поэтому зарплаты водителей такие невысокие.

Заказы, которые не могут обработать местные перевозчики, всё чаще достаются их конкурентам из Восточной Европы. Расходы на социальное обеспечение у них на 50% ниже, чем у испанцев: это позволяет снижать ставки и вытеснять местных игроков. Не помогает даже «Пакет мобильности» – недавно принятый закон, усложняющий работу восточноевропейских перевозчиков в Центральной и Западной Европе.

Поэтому испанским компаниям приходится изобретать нестандартные решения: например, сотрудничать с муниципальными центрами занятости, заниматься популяризацией работы водителя.

— Мы отказались от традиционной процедуры рекрутинга и действуем наоборот, – рассказывает представитель каталонской транспортной компании Disfrimur. – Мы сами стараемся заинтересовать соискателя, понравиться ему. Компания должна проявить себя с лучшей стороны, чтобы люди захотели в ней работать, перепечатывает статью www.ccma.cat сайт АТИ Медиа.

АТИ Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики