15.11.2015

ПЕРЕВОЗЧИКИ ЗАКАМЬЯ ПООБЕЩАЛИ ПРИДУМАТЬ НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОТЕСТА ПРОТИВ ДОРОЖНЫХ СБОРОВ — ОТ ЗАБАСТОВКИ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ ПОКА ОТКАЗАЛИСЬ

«Как выжить при новой системе дорожных сборов для фур, вступающей в силу через два дня?» — над этим накануне вечером ломали голову владельцы транспортных компаний, подводя итоги протестной акции, прошедшей в среду. Они уверены, что нововведение — узаконенная кормушка, а сам сбор — натуральный оброк. Вдобавок сама система сбора платежей вызывает массу вопросов. Как итог многие перевозчики уже готовы поставить машины на прикол, что может привести к повышению цен и дефициту продуктов на полках.

«НИКТО НЕ ПРЕДПОЛАГАЛ ТАКОЙ СОЛИДАРНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ»

Стоять нельзя ехать. Где ставить запятую? Перед такой дилеммой оказались грузоперевозчики, для которых с 15 ноября вводится новая система дорожных сборов. Чтобы обсудить новшество и задать вопросы представителям компании «РТ-Инвест», которая внедряет систему, накануне в лекционной аудитории Инжинирингового центра КФУ собрались около сотни перевозчиков Закамья. Инициатором и модератором встречи выступил президент некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» (ЛАТ) Леонид Штейнберг. Однако главный объект недовольства — «Платон» (так по названию самой автоматизированной системы перевозчики именуют «РТ-Инвест») — на встрече так и не появился. Поэтому обсуждать собравшимся пришлось лишь собственное бедственное положение.

Начали собрание с подведения итогов массовой акции, которую в знак протеста устроили в среду дальнобойщики страны, частично затронув и Татарстан. На челнинском участке трассы М7 с 12:00 до 13:00 фуры ехали со скоростью не более 15 км/ч и с включенными аварийками. Однако акция не была санкционирована. Как рассказал источник «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах, спецслужбы связывались с водителями по рации и рекомендовали от протеста воздержаться, пугая штрафами в 10 тыс. рублей. Тем не менее оштрафованных не было. По словам Штейнберга, правила не запрещают ехать с низкой скоростью. Формально медленную езду он объяснил плохими погодными условиями и гололедом на трассе. В тот день погода действительно не благоволила водителям.

«Никто не предполагал такой солидарности транспортных компаний — все думали, что пройдет», — оценил Штейнберг эффект акции, признав при этом, что ее одной явно недостаточно. Пока после бесчисленных встреч, мероприятий и круглых столов единственное, чего удалось добиться общественным организациям и автотранспортным союзам, — это снижение суммы сбора с 3,06 до 1,53 рубля за километр, а также размера штрафов за первый выезд без «Платона» — с полумиллиона до 450 тыс. рублей. Второй штраф, напомним, будет составлять уже миллион рублей, его величина пока не меняется.

Отметим: до старта действия системы сборов остается менее двух суток, и понятно, что обеспечить всех бортовыми устройствами за это время не удастся, а когда они поступят в местное подразделение компании, никто не может сказать. «Те, кто должен организовывать процесс, не готовы к этому сами, — начал выступление Штейнберг. — Мы сегодня с ними разговаривали. Они боятся, грубо говоря, встречи с нами. Народу они уже набрали целую кодлу — под тысячу человек по всей России, закупили 500 Largus по 500 тысяч рублей каждый, которые будут выезжать на трассу для контроля. Вот уже сколько денег потратили. Наша ассоциация постарается эти «Платоны» заполучить для вас всех в ближайшее время, чтобы мы более-менее спокойно работали до марта, а там еще есть время», — выступил перед собранием Штейнберг.

У перевозчиков возник резонный вопрос: как ездить в течение этого переходного периода, чтобы и на штраф не нарваться, и по максимуму объезжать федеральные дороги? «Пока не могу сказать, как избежать штрафов, — развел руками Штейнберг. — Говорят, что плата будет взиматься на территории всей страны, а штрафовать первое время будут только в Москве и Московской области. Так что предстоит большая работа с водителями. Чтобы потом не получилось так, что он заехал и привез «письмо счастья». Пускай они сами их получают. Мы должны работать без писем. Они слишком накладные. Но я думаю, что после массовых акций протеста есть еще резерв, чтобы цена штрафов упала. Думаю, система МВД доведет до руководства страны ситуацию на дорогах. И там поймут, что надо сделать все, чтобы эту проблему решить».

«С ОДНОЙ СТОРОНЫ, МЫ САМИ ВИНОВАТЫ…»

Напомним, еще в июне 2013 года правительство выпустило постановление, согласно которому фуры массой более 12 т станут платить за езду по федеральным трассам. С 15 ноября и вплоть до конца февраля 2016 года роскошь прокатиться по трассам вроде М7 обойдется дальнобойщикам в 1,53 рубля за километр, с 1 марта 2016-го и до конца февраля 2018 года — 3,06 рубля.

Как уже писал «БИЗНЕС Online», развитием системы сбора денег «Платон» занимается компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Компания на паритетных началах принадлежит фонду «РТ-Инвест» (аффилирован с «Ростехнологиями») и сыну Аркадия Ротенберга Игорю. По данным «Ведомостей», компания за свои услуги получит 10,6 млрд. рублей в год.

На 10 ноября в системе «Платон» было зарегистрировано 30 956 владельцев 295 797 грузовиков — это 16% от плана. В Татарстане за сбор платежей и работу «Платона» отвечает концессионер «РТ-Инвест Транспортные Системы». Как сообщили «БИЗНЕС Online» в представительстве компании, на 5 ноября в системе взимания платы зарегистрировано более 8,6 тыс. транспортных средств массой свыше 12 тонн. В Татарстане концессионер отмечает высокую активность перевозчиков. В частности, центр обслуживания «Платона» в Набережных Челнах — в десятке самых загруженных офисов в России (всего их 138).

Грузоперевозчики уверены, что нововведение — узаконенная кормушка, сам сбор — натуральный оброк, а бдительность перевозчиков специально усыпляли, чтобы никаких телодвижений, препятствующих внедрению «Платона», не происходило. «С одной стороны, мы сами виноваты, — признал Штейнберг. — Я разговаривал с депутатским корпусом. Они все уверяли, что платы не будет. А теперь я спрашиваю: ну как так? Сказать никто ничего не может. Мне сегодня пришел красивый ответ из комитета Совета Федерации по экономической политике за подписью председателя комитета Неелова, где в конце написано: «Данное решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли». И все ответы у них в таком духе! Хотя минэкономразвития в переговорном процессе с АСМАП и РАС уверяло, что самая большая цена этого эксперимента — 97 копеек».

Гнев грузоперевозчиков вызывает и тот факт, что систему не дали обкатать в тестовом режиме. НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» предлагало, чтобы в каждом регионе выдали по 100 штук бортовых устройств, по одному-два в каждую компанию. Через пару месяцев можно было бы посмотреть на итоги. Кроме того, сама система оплаты тоже не отрегулирована — сбор необходимо будет уплачивать до выезда в рейс. И здесь возникают проблемы, связанные с механизмом возврата этих денег в случае поломки машины, изменения маршрута или неготовности груза.

Возник вопрос и о юридической стороне, которую затронула присутствовавшая на собрании юрист одной из транспортных компаний. Первоначально постановлением правительства было предусмотрено, что оператор заключает с компанией «РТ-Инвест» договор, перевозчик ему платит деньги, а компания перечисляет их в бюджет. Теперь же в постановлении правительства этот пункт убрали. «Получается, мы теперь с оператором заключаем договор только о безвозмездном пользовании устройством. То есть у нас юридических отношений с оператором нет. Мы им просто так даром перечисляем деньги», — обрисовала бумажную коллизию юрист.

«Вопрос правильный. Там написано, что бортовые устройства передаются безвозмездно. Подарок они такой нам делают», — ехидно заметил Штейнберг.

«Как эти платежи будут сказываться на результатах бухгалтерской деятельности? Если нет договора, мы от них никаких отчетных документов не получаем. Куда это относить?» — присоединился к коллеге представитель другой компании.

В итоге ответ пришел из зала со ссылкой на некое письмо минэкономразвития, в котором было написано, что на затраты платежи могут принимать только те, кто работает с НДС, а сидящим на «упрощенке» придется искать другие выходы.

«ПЕРЕВОЗЧИКИ ЛУЧШЕ БУДУТ СТОЯТЬ, ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАТЬ УБЫТКИ»

Вице-президент ЛАТ Рашит Калимуллин предоставил коллегам калькуляцию, из которой понятно, что фактически конечная сумма сбора будет не 1,53 рубля, а выше. Если прибавить НДС, это будет уже 1,81 рубля, а с внутренними затратами на штрафы, порожние пробеги получается 2,66 рубля. Понятно, что введение платы за проезд по федеральным дорогам потянет за собой очередное повышение цен на все товары. По мнению Калимуллина, как минимум 10-процентного роста цен на товары в магазинах следует ожидать уже через пару-тройку месяцев, но при этом следует ожидать и массовых банкротств транспортных компаний. И это при плате за дороги из расчета 1,53 рубля за километр. Очевидно, что с февраля, когда ставку поднимут уже до 3,06 рубля, ситуация усугубится.

«Конечно, одномоментного повышения цен с 15 ноября не произойдет, — отметил вице-президент ЛАТ. — Цены будут повышаться постепенно, и люди ощутят повышение на своем кошельке примерно через два-три месяца. Могу сказать, что будут и банкротиться транспортные компании, это неизбежно. Кто-то поставит машины на прикол. То, что устроили дальнобойщики на федеральных трассах 11 числа, это не угрозы правительству за необдуманную политику. Мы знаем экономику, мы знаем реалии. Прибылей уже нет. Можно работать с небольшим плюсом, можно работать в ноль, но в минус ведь никто работать не будет. Перевозчики лучше будут стоять, чем зарабатывать убытки. Многие члены нашей ассоциации уже разоряются. У одной компании было еще в начале этого года 6 машин, сейчас осталось 2, у другой организации в парке 17 машин, и 6 она уже выставила на продажу».

При этом Калимуллин заверяет, что грузоотправителей, которые соглашаются на соразмерное введенной плате повышение цен за фрахт почти нет: «Получается, это бремя проезда по федеральным трассам ложится на плечи перевозчика. Есть такие грузоотправители, кто соглашается оплатить 10 процентов порожнего пробега, есть те, кто предлагает все эти затраты делить пополам, но тех, кто согласен взять на себя затраты на перевозку по федеральным дорогам, нет».

Кроме того, предупреждает вице-президент ЛАТ, штрафы в Московской области — это очень опасная ловушка. Там одну и ту же машину могут поймать два-три раза: сначала — на рамку, второй раз — на передвижную контролирующую аппаратуру: «Вот тебе и 1,5 миллиона. А в Москву ведь не ездят единицы. Так что надо очень аккуратно. Не должно быть эйфории, что все в шоколаде».

ЕСЛИ ВСТАНЕМ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ, ЧТО БУДЕТ?

Закон без лазеек не бывает. Вот и перевозчиков в постановлении правительства, подписанном премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, заинтересовала одна многозначительная (в данном случае для перевозчиков) фраза. В документе говорится о том, что у перевозчиков есть право использовать стороннее бортовое устройство для применения к взаимодействию с системой «ГЛОНАСС», которой многие из них уже вовсю пользуются.

Президент ассоциации грузовых автоперевозчиков Набережных Челнов Радий Маликов пояснил, что в адрес минтранса РФ написано письмо с просьбой разъяснить дальнейший ход реализации проекта по взиманию платы за проезд по федеральным дорогам: «В измененном постановлении правительства России от 3 ноября 2015 года за номером 1191 написано, что предусматривается возможность использования перевозчиком стороннего бортового технического устройства, не являющегося объектом системы взимания платы «Платон» и позволяющего при помощи технологии спутниковой навигации «ГЛОНАСС» определять маршрут передвижения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения. В связи с этим изменением мы написали в минтранс России письмо, чтобы нам разъяснили, как вообще эта система должна работать — то ли телематические данные должны передаваться в их систему, то ли перевозчик им будет треки распечатанные предъявлять? Ситуация пока неясная: каким образом будут передаваться данные, в постановлении не прописано. Как дождемся ответа, так вас сразу же и поставим в известность».

А Штейнберг добавил, что как только разъяснение от минтранса появится, то по первому же свистку перевозчикам — членам ассоциации — вновь нужно будет собраться, чтобы скоординировать свои действия. Дежурство в ассоциации, по его словам, будет организовано с 8 утра и до 12 ночи. «Но самое главное, — уже в который раз предупредил перевозчиков президент ЛАТ, — вы все должны зарегистрироваться в системе «Платон».

После всего услышанного от одного из владельцев фур прозвучало предложение «встать всем дня на два-три на своих базах, подтолкнув тем самым правительство к правильному решению». Однако президент ЛАТ этот вариант категорически отмел, потому что тем самым перевозчики будут подводить своих заказчиков, особенно на непрерывном производстве. «Перед Новым годом если мы встанем, что будет? — задался вопросом Штейнберг. — Я уже думал об этом. С 15 ноября по 20 декабря мы все привозим. Так что мы не должны снижать объемы перевозок, быть участниками стихийных выездов. Придумаем что-нибудь. Но не надо расшатывать экономику. Чтобы нам потом не говорили: «Они не только дороги разрушают, но и экономику. Давайте тогда молдаван пустим сюда». Надо быть дружными, держаться вместе. Для борьбы с ИГИЛ (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России — прим. ред.) Путин применил авиацию, для борьбы с «Платоном» мы должны применить нашу дружбу».

Тем временем, как сегодня пишет «Коммерсантъ», продовольственные сети и их поставщики ожидают коллапса с доставкой продуктов. В целом по стране около 90% логистических партнеров ретейлеров до сих пор не получили счетчики, необходимые для работы в новой системе взимания платы за проезд по федеральным дорогам для 12-тонных грузовиков «Платон». Из-за этого около трети продуктов может не доехать до магазинов и распределительных центров сетей.

«Бизнес Online»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики