Сегодня 16 июня 2024

09.12.2022

С 1-го марта 2023-го года в России начнет действовать новый порядок оформления путевых листов. Соответствующий приказ уже утвержден Министерством транспорта РФ. Он, в частности, предусматривает, что путевой лист может быть оформлен в электронном виде. Правда, возможность традиционного — на бумажном носителе — заполнения электронного листа тоже сохраняется.

В принципе, то, что с 1-го марта 2023-го года наконец-то появится долгожданная возможность оформления путевого листа в электронном виде, известно уже как минимум на протяжении нескольких месяцев.

Так, 1-го сентября этого года была запущена Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая позволила перевести в электронный вид транспортную накладную, а также сопроводительную ведомость и заказ-наряд. И еще тогда, предваряя старт системы, в Министерстве транспорта РФ уточняли, что, хотя первое время электронный документооборот будет ограничен тремя перечисленными документами, с 1-го марта 2023-го года он будет расширен как раз таки за счет электронного путевого листа.

Таким образом, на данный момент профильные ведомства готовят необходимые нормативно-правовые акты для перевода в электронный формат путевого листа, договора фрахтования и заказа (заявки). Министерство транспорта РФ частично свою задачу уже выполнило, предоставив новый порядок оформления путевых листов, который вступит в силу с 1-го марта 2023-го года (за ведомством еще остались аналогичные приказы по остальным документам).

Правда, для того чтобы электронный путевой лист действительно был работающим, его формат должна утвердить Федеральная налоговая служба (ФНС). Одновременно необходимы и соответствующие изменения в порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроля технического состояния транспортных средств, поскольку с введением электронного путевого листа результаты этих действий тоже будут заверяться в электронном виде.

Как следствие, нормативная база для перехода к электронному путевому листу еще полностью не готова, но определенные положения уже известны.

Путевой лист с 1 марта 2023 года

Итак, самое главное в новом порядке — это то, что с 1-го марта 2023-го года предусматривается оформление путевого листа в электронном виде. Вносимые в него сведения можно будет закреплять как усиленной квалифицированной, так и усиленной неквалифицированной электронной подписью.

При этом, что важно, возможность заполнения путевого листа в традиционном формате — на бумажном носителе — тоже сохраняется. Официально — до 1-го марта 2029-го года, пока будет действовать утвержденный приказ. Однако по факту, бумажный путевой лист, скорее всего, уберут раньше. Хотя бы потому, что уже в 2024-м году транспортную накладную планируют полностью перевести в электронный вид, сделав именно такой формат обязательным для оформления. Следовательно, и другие документы постепенно подтянут к этому процессу.

Что касается самих нюансов оформления путевого листа, то некоторые изменения с 1-го марта 2023-го года тоже будут.

Так, например, уточняется, что путевой лист должен оформлять собственник (владелец) транспортного средства. А если транспортное средство сдано в аренду вместе с экипажем — то арендодатель.

В новом порядке также подчеркивается, что путевой лист должен быть заполнен до выпуска транспортного средства на линию, в то время как сейчас формулировка звучит несколько иначе: до начала выполнения рейса водителем.

Кроме того, меняются правила внесения в путевой лист таких сведений, как дата, время и показания одометра. Если по действующему приказу в случае оформления нескольких путевых листов на одно транспортное средство (на каждого водителя) перечисленные сведения при выезде на линию вносятся в путевой лист первого водителя, а при возвращении на стоянку — в путевой лист последнего водителя, то в соответствии с новым порядком подобные сведения должны будут указываться в путевом листе каждого водителя.

То есть каждый раз при приеме-сдаче транспортного средства в путевой лист должны вноситься показания одометра (с датой и временем), а водитель, который заступает в рейс, должен будет эти сведения заверить — правда, только при оформлении путевого листа в бумажном виде. В случае электронного формата показания одометра удостоверяются электронной подписью уполномоченного лица.

Что еще важно, в приказе подчеркивается, что при оформлении путевого листа в электронном виде водитель должен предъявить его для сверки грузоотправителю — в форме электронного документа или на бумажном носителе.

Повторим также, что сведения о прохождении медицинского осмотра водителем и о контроле технического состояния транспортного средства в электронном путевом листе тоже будут вноситься в электронном виде.

Таким образом, с внедрением электронного путевого листа могут закрепить и возможность проведения удаленных медицинских осмотров.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики