23.05.2016

Госдума приняла в первом чтении поправки к КоАП, вводящие новый вид обеспечительной меры в отношении пьяных водителей. Они не смогут забрать автомобиль у ГИБДД, пока не внесут залог 30 тыс. руб. Власти планируют таким образом не только бороться с нетрезвой ездой, но и усилить платежную дисциплину нарушителей, которые недостаточно активно наполняют штрафами бюджет.

Поправки к КоАП РФ, принятые Госдумой в первом чтении, разработали в Минюсте по поручению правительства РФ. Сегодня, напомним, если водитель пьян или отказался от проверки на состояние опьянения, его отстраняют от управления машиной. Материалы направляются в суд, который назначает срок лишения прав (до двух лет) и штраф в размере 30 тыс. руб. При этом еще до суда автомобиль задержанного ГИБДД водителя могут отправить на штрафстоянку либо отдать другу, родственнику или иному лицу с правами, вписанному в полис ОСАГО. В Минюсте считают, что эта лазейка позволяет пьяным водителям сесть за руль машины снова, отъехав вместе с друзьями-родственниками недалеко от места задержания, несмотря на перспективу остаться без прав. Законопроект эту возможность устраняет.

Как пояснил замминистра юстиции Дмитрий Аристов, теперь автомобиль будет в любом случае отправляться на штрафстоянку. Если водитель или его представитель захочет забрать машину, то ему нужно будет внести залог в размере 30 тыс. руб. на специальный счет, номер которого будет указан в протоколе. В отделе полиции нужно будет предъявить квитанцию и получить разрешение на возврат автомобиля со штрафстоянки. Также нужно будет оплатить еще и стоимость эвакуации: в Москве это 3-7 тыс. руб. за легковой автомобиль. То есть общая сумма для возврата машины в случае пьяного вождения составит 35-37 тыс. руб. Уже потом, когда суд будет определять меру наказания за пьяную езду, он зачтет внесенный залог в счет назначаемого штрафа.

В Минюсте рассчитывают на двойной эффект от нового закона. Он позволит исключить случаи, когда пьяные водители повторно садятся за руль. По данным ГИБДД, в 2015 году инспекторы задержали 32 тыс. водителей, управлявших машиной в нетрезвом виде два раза или более, 435 человек — пять раз или более. Также власти хотят улучшить платежную дисциплину. В 2013-2015 годах суды по материалам ГИБДД выписали 1,3 млн штрафных постановлений за пьяное вождение на 40 млрд руб., но уплачено по факту только 32% — на 13 млрд руб. По словам первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, поправки к КоАП уже в эту весеннюю сессию могут быть доработаны и приняты во втором-третьем чтениях, а значит, вступят в силу, вероятно, уже этим летом.

За последние несколько лет власти планомерно усиливают наказание за пьяное вождение. В 2013 году был введен штраф 30 тыс. руб. (применяется вместе с лишением прав), в 2015 году — уголовная ответственность за повторное нетрезвое вождение. В результате по итогам года число пьяных за рулем сократилось на 11%, отказавшихся от освидетельствования — на 6,3%.

Мнения экспертов по поводу законопроекта разделились. «Поправки поддерживаю, ведь огромное количество водителей ежегодно садятся за руль пьяными и попадают в ДТП,— говорит адвокат компании «Трунов, Айвар и партнеры» Марат Аманлиев.— С помощью залога таких водителей удастся приучить ездить только трезвыми. Конечно, начнутся разговоры о том, что гаишники взятки будут брать больше, но считаю, что пользы от этого законопроекта будет больше, чем вреда». Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал поправки «антиконституционными». «Имущество должника описывается в пределах той суммы, которую он обязан уплатить. А здесь речь идет об удержании машины, которая стоит несколько сотен тысяч рублей или дороже, за штраф 30 тыс. руб., который еще даже не назначили. Это явное нарушения прав собственности,— говорит он.— Законопроект явно лоббируют судебные приставы, которым не хочется заниматься взысканием штрафов, хотя у них есть для этого большое количество возможностей».

Иван Буранов

Коммерсантъ 23 мая 2015 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики