18.03.2019

“Ъ” удалось ознакомиться с новой редакцией законопроекта Минэкономики о масштабной реформе техосмотра. Поправки ко второму чтению вводят запрет на рекламу фирм, торгующих диагностическими картами, их сайты будет блокировать Роскомнадзор. Операторов ТО ждут усиленные штрафы за выдачу диагностических карт на машины, которые не приезжали на проверку. Часть требований к операторам смягчат: им не надо будет передавать в МВД видеосъемку проверки каждой машины.

Новая версия поправок к закону о техосмотре (170-ФЗ) и КоАП, подготовленная Минэкономики, одобрена правительством для внесения в Госдуму. Масштабная реформа ТО, о которой “Ъ” уже рассказывал, включает несколько законопроектов, принятых в первом чтении в 2018 году. Вводятся штраф 2 тыс. руб. за управление авто без техосмотра, фотовидеофиксация процедуры ТО, диагностические карты переводятся в электронный вид, ужесточается ответственность операторов. Главная цель реформы — исключить практику незаконной покупки диагностических карт вместе с полисом ОСАГО без предоставления авто. По оценкам экспертов, карты покупают 80% автовладельцев, в Москве это можно сделать за 1–1,2 тыс. руб.

Согласно новой редакции поправок (“Ъ” удалось ознакомиться с текстом), контроль над техосмотром автобусов вновь перейдет ГИБДД (Госавтоинспекцию исключили из этого процесса в 2011 году). Порядок проверки автобусов пропишут отдельным постановлением правительства, в законе «О полиции» закрепят необходимые полномочия для инспекторов ГИБДД.
Также Минэкономики предлагает смягчить (по сравнению с редакцией в первом чтении) требования к операторам техосмотра. Сейчас их, по данным Российского союза автостраховщиков, более 4,9 тыс., каждый проводит в среднем 50–60 проверок в сутки. Изначально предлагалось обязать компании записывать видео осмотра каждой машины и сразу же передавать данные в облачное хранилище МВД. В новой редакции предлагается передавать только фото, а видео хранить на серверах операторов: по запросу ГИБДД компания обязана будет его выдать.

Будут внесены поправки в закон «О рекламе» и закон «Об информационных технологиях и о защите информации». Фирмам, не имеющим аккредитации операторов, запретят рекламу услуг по ТО и оформлению диагностических карт, а также услуг по приему документов для ТО. Если будет выявлен сайт, содержащий информацию о незаконных услугах, он будет блокироваться через реестр Роскомнадзора. Интересно, что спрос на подобные услуги в онлайне снижается: в феврале 2019 года «Яндекс» зафиксировал 7,3 тыс. запросов о покупке диагностических карт, год назад их было более 10 тыс.

Изменения предлагаются и в КоАП. Сегодня за выдачу диагностической карты на машину, которая не приезжала на осмотр, на 100–300 тыс. руб. штрафуется только компания. В первой редакции законопроекта предлагалось ввести штраф 5–10 тыс. руб. и для должностных лиц, и теперь его повысят до 30–50 тыс. руб. Вводится штраф 5–10 тыс. руб. и для граждан — рядовых сотрудников пунктов ТО, не являющихся должностным лицами.
Предложенные Минэкономики поправки — «очередная попытка отполировать существующую порочную систему», считает гендиректор союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. «Честные» операторы, по его словам, готовы передавать видео техосмотров в информационную систему МВД: это позволило бы поднимать архивные записи в случае ДТП, чтобы понимать, кто и на каком этапе «пропустил» неисправность машины. «Недобросовестные операторы, храня данные у себя, будут их подделывать, доказать по ним что-либо не получится»,— считает господин Зайцев. Идея записи видео неплохая, говорит президент группы компаний ВИМ (пункты ТО в Москве) Игорь Волчек, но вопрос в серверах для хранения данных: «Честный бизнес по проведению ТО малорентабелен, закупку оборудования многие операторы не потянут и вынуждены будут закрыться». Господин Волчек напомнил, что в Москве камеры стояли в пунктах ТО до 2011 года: операторы обязаны были только фотографировать процесс, а сотрудники отдельного ГУПа в онлайн-режиме следили за проверкой машин.

Ужесточение штрафов, по мнению Сергея Зайцева, работать не будет из-за «отсутствия системы надзора» за операторами. Скептически он отнесся и к поправкам к закону «О рекламе» и блокировке сайтов: «Нужно бороться с причиной появления таких сайтов, а не со следствием. Мы знаем прекрасно, как это все работает: один сайт заблокируют, через пять минут откроется его клон по другому адресу». Такая норма может создать проблемы для реальных операторов, считает Игорь Волчек, если не будет прописано четких критериев блокировки: «Общий посыл законопроекта правильный, но проблема в отсутствии понятных механизмов его реализации». Минэкономики нужно было дополнить законопроект другими поправками, отмечает Сергей Зайцев: прописать обязанность операторов соответствовать квалификационным требованиям профстандарта (разработан, но еще не введен в действие); пересмотреть тарифы, вынуждающие операторов работать в убыток (в ряде регионов ТО официально стоит всего 200–300 руб.); исключить участие страховых компаний в системе контроля техосмотров.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики