Около 18 тыс. км региональных дорог, как выяснил “Ъ”, могут получить статус федеральных трасс к 2030 году. Соответствующую программу разрабатывает Росавтодор. Речь идет о наиболее крупных автомагистралях с оживленным трафиком. В частности, упоминаются трассы Санкт-Петербург—Архангельск, Грозный—Кизляр и другие. Финансирование федеральной сети дорог, в отличие от региональной, гораздо стабильней, отмечают эксперты, и пользователи наверняка ощутят последствия такого решения.
В 2017 году на баланс Росавтодора перейдут 15 региональных дорог протяженностью около 370 км в Красноярском, Приморском краях, Ленинградской и Тульской областях, Карелии, Мордовии и ХМАО, рассказал вчера глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт в рамках выставки «Дорога Экспо-2017». В 2018–2019 годах федеральный статус также могут получить участки автодорог Белгород—Павловск, Санкт-Петербург—Архангельск, обходы Читы, Шацка, северный обход Сургута, трасса Грозный—Кизляр.
Общая протяженность дорог России — 1,5 млн км, из них около 913 тыс. км — местные дороги, 516 тыс. км — региональные и 52 тыс. км — дороги федеральные. Техническое состояние федеральных трасс, как правило, отличается в лучшую сторону от региональных во многом благодаря стабильному финансированию. Инициатива о смене статуса дороги исходит, как правило, от региональных властей, пояснил вчера Роман Старовойт: субъектам «выгоднее сбросить бремя» обслуживания на федеральный бюджет.
До сих пор смена статуса дорог происходила бессистемно. Глава региона, к примеру, мог написать соответствующее обращение к президенту РФ, из Кремля просьба спускалась в Минтранс и Росавтодор. Не обходилось без курьезов, рассказал Роман Старовойт: 1 января 2016 года автодорога Р243 Кострома—Пермь перешла в ведение Росавтодора, а уже через десять дней «от одного из губернаторов» в правительство поступило письмо «срочно принять меры» по ремонту новой федеральной дороги.
В рамках программы статус федеральных могут получить 18 тыс. км дорог в ближайшие 15 лет (до 2031 года). Проект будет сформирован к концу года: две недели назад он направлен на согласование в Минтранс, сейчас документ дорабатывается.
Часть трасс, в свою очередь, переводится из федеральной сети в региональную. В Росавтодоре приводят пример дублера Курортного проспекта в Сочи (А148, строился к Олимпиаде), который выполняет функцию городской дороги: его нужно передать Краснодарскому краю. До 2020 года Росавтодор может отдать регионам около 2 тыс. отремонтированных дорог.
Смену статуса водители, скорее всего, не заметят, считает Роман Старовойт. «Нам же с вами все равно, по какой дороге едем, городской или федеральной,— пояснил он “Ъ”.— Мы обозначаем наши трассы табличками вдоль трассы с надписью “Росавтодор”». Глава общественного совета при Минтрансе России Михаил Блинкин уверен в обратном. Нормативы содержания и ремонта федеральных дорог, говорит он, устанавливает правительство РФ. В июне 2017 года показатели были пересмотрены (о чем сообщал “Ъ”): ежегодный базовый норматив содержания однополосной дороги (низшая, пятая категория) увеличен с 695 тыс. до 806 тыс. руб. за километр, ремонта — с 2,71 млн до 4,7 млн руб. за километр. Подобных нормативов для региональных и муниципальных дорог нет, пояснил господин Блинкин. «Когда нет нормативного финансирования, регионы делают просто ямочный ремонт»,— пояснил он. У Росавтодора лучше работают службы содержания магистралей, да и подрядчикам ведомство платит вовремя, отмечает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скорцов. «Федералы, конечно, помогают регионам, но пока деньги пройдут все инстанции, Минфин, ФАС, конкурсы, уже строительный сезон кончается,— отметил он.— У Росавтодора все гораздо проще и быстрее происходит».
Прирост федеральной сети дорог означает, что Росавтодор и Минтранс должны будут убедить Минфин заложить в бюджет и дополнительное финансирование на содержание и ремонт трасс, отмечает господин Блинкин. Финансовые параметры разрабатываемой программы еще не определены. По данным Росавтодора, в 2018 году на ремонт и содержание федеральной сети в бюджете заложено 287 млрд руб.— на 15% больше, чем в 2017 году. Можно предположить, что на обслуживание и ремонт новых 18 тыс. км автодорог потребуется дополнительно несколько десятков миллиардов рублей.