С 1-го января 2021-го года должен вступить в силу новый приказ Министерства транспорта, который будет регулировать режим труда и отдыха водителей. Проект документа уже опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Как следует из него, отечественные нормы, наконец-то, приведут в соответствие с нормами ЕСТР (Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).
Действующий приказ Министерства транспорта был принят еще в 2004-м году. И все это время некоторые его положения, касающиеся непосредственно норм времени управления автомобилем и отдыха, расходятся с нормами, принятыми для международных перевозок.
Что примечательно: когда в конце прошлого года «режим труда и отдыха» ввели для водителей грузовиков и автобусов, не работающих по найму и не зарегистрированных в качестве ИП, то их тоже почему-то привязали не к российскому, а к международному законодательству.
Напомним: с 1-го ноября прошлого года водителей, которые, по сути, выполняют перевозки для собственных нужд, обязали устанавливать тахографы и соблюдать нормы управления транспортным средством. Эти нормы для них прописали в Правилах дорожного движения, в то время как для водителей, работающих по найму, действует Приказ №15 от 20.08.2004.
Таким образом, сейчас ситуация такова: водители, выполняющие международную перевозку, придерживаются норм ЕСТР, а водители, которые ездят внутри страны, делают это по разным графикам. Причем те, кто не осуществляют коммерческие перевозки, должны следовать европейским положениям, в то время как те, кто работают так же, как и их коллеги-международники, — каким-то своим.
С 1-го января 2021-го года эти разночтения, наконец-то, должны убрать.
Так, в частности, максимально возможное время беспрерывного вождения увеличится до 4 часов 30 минут, а специальный перерыв в пути, как и в ЕСТР, составит 45 минут: его можно будет делить на 15 и 30 минут.
Сейчас по российскому законодательству водитель должен находиться за рулем не дольше 4 часов, после чего ему следует сделать перерыв на 15 минут. Затем перерывы такой продолжительности он может повторять через каждые 2 часа.
Под нормы ЕСТР подтянут также продолжительность еженедельного отдыха: вместо 42 часов ее минимальное значение достигнет 45 часов.
Новый приказ, кроме того, уточняет, что входит в понятие «рабочее время». Вернее — исключает из него некоторые действия: во-первых, охрану груза, а во-вторых, время присутствия в кабине транспортного средства.
Последнее на данный момент, в принципе, лишает преимуществ рейс с двумя водителями, поскольку, по действующим нормам, как минимум половина того времени, когда сменный водитель находится в кабине, но не управляет автомобилем, засчитывается ему в рабочее время.
Однако проект нового документа, наоборот, четко прописывает: «время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается».
Заметим также, что представленный приказ, в отличие от нынешнего с невнятной формулировкой, конкретно подчеркивает, что его нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей, у которых нет наемных сотрудников и которые сами находятся за рулем.
Новый приказ о режиме труда и отдыха водителей вводится Министерством транспорта в связи с проведением т.н. «регуляторной гильотины»: к 1-му января 2021-го года должны быть пересмотрены и актуализированы нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к бизнесу.
Проект документа до 25-го августа вынесен на публичное обсуждение. Оставить замечания, предложения и пр. можно по ссылке.