Сегодня Росавтодор и «РТ- инвест транспортные системы» (РТИТС, дочерняя структура «Ростеха») подписали концессионное соглашение о создании и эксплуатации системы взимания платы с тяжелых грузовиков. С ноября 2015 г. фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по всем федеральным трассам по тарифу 3,7 руб./км (цифра предварительная, поскольку будет ежегодно индексироваться на инфляцию). Прогноз сборов — около 50 млрд руб. в год, они пойдут в дорожный фонд.
Концессионное соглашение впервые заключено вообще без проведения конкурса: летом правительство отменило тендер, где было три претендента, чтобы заключить соглашение с единственным концессионером — структурой «Ростеха». С этой идеей изначально выступила госкорпорация, указавшая, что такая система должна быть основана исключительно на российских компонентах и программном обеспечении. Это не означает полный отказ от иностранного опыта, подчеркнул сегодня руководитель Росавтодора Роман Старовойт: передовые технологии будут использованы, но при условии локализации. В первую очередь предполагается локализация программного обеспечения, заявил гендиректор РТИТС Александр Советников: «Вы же видите, что творится с западными программами».
РТИТС будет реализовывать проект с привлечением партнеров, сейчас идут переговоры как с компаниями, ранее участвовавшими в конкурсе, так и с другими игроками, например Siemens, рассказал Советников. «Ростеху» пришлось бы непросто без партнера, объяснял человек, участвовавший в разработке проекта: сроки сжатые, а у всех претендентов на контракт уже готов проект, есть соглашения с производителями устройств, с разработчиками ПО. Да и для конкурсантов партнерство с «Ростехом», по сути, единственный способ возместить затраты на участие в конкурсе, добавляет он.
Основным партнером РТИТС может стать участвовавшая в отмененном конкурсе «Оптима плюс», говорили «Ведомостям» сотрудники другой компании, участвовавшей в тендере, и два человека, близкие к Минтрансу.
Ранее РБК со ссылкой на неназванные источники сообщало, что за «Оптимой» «стоят интересы бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов». Это подтверждали «Ведомостям» два федеральных чиновника и два сотрудника других консорциумов — претендентов. Представители «Оптимы» и Ротенбергов говорили, что бизнесмены не входят в число бенефициаров компании. Единственный собственник «Оптимы» — голландская Optima toll (данные СПАРК), информации о ее владельцах в голландском реестре нет.
«РТ-инвест» мог бы приобрести долю в «Оптиме», а та — долю в «РТ-инвесте», рассуждает один из собеседников «Ведомостей». Обмен акциями не обсуждается, отмечают представители «РТ-инвеста» и «Оптимы». Но в целом «вопрос приобретения компании — технического партнера не исключается», говорится в ответе представителя «РТ-инвеста». Де-юре никакие договоренности не закреплены, утверждает человек, близкий к Минтрансу, и подтверждают представители обеих компаний.
При этом возглавивший РТИТС Александр Советников во время проведения конкурса был гендиректором «Оптимы». Связь своего перехода с какими-либо договоренностями акционеров и партнеров отрицает и он сам, и представитель «РТ-инвеста». Его назначение связано с опытом, которым он обладает, подчеркивает представитель «РТ-инвеста».
Через четыре месяца РТИТС должна завершить переговоры с банками о выделении финансирования. Таким образом на подготовку запуска системы у РТИТС останется менее 10 месяцев. Ранее участники конкурса говорили, что для запуска такой масштабной системы нужно не менее полутора лет, но это оценка на основании западного опыта, однако там и охват территории, и количество пользователей значительно меньше. Срок введения платы с грузовиков не раз переносился, пока шел конкурс. Но сейчас такая возможность не рассматривается, заверил Старовойт: решение правительства о назначении концессионера основано на действующих сроках.
Газета «Ведомости»