Сегодня 27 июля 2024

15.01.2024

В Росавтодоре вопросы модернизации дорожной сети в составе туристических маршрутов, а также развитие сопутствующей инфраструктуры являются одними из основополагающих. И в 2023 году ведомством в данном направлении проведена масштабная работа.

Дорожно-транспортный комплекс нашей страны за последние несколько лет ощутил резкий всплеск популярности путешествий по России. Если в 2022 году было совершено более 70 млн внутренних туристических поездок, то в 2035-м данный показатель, по предварительным оценкам, вырастет более чем в два раза и составит 151 млн.

Рекордные показатели были зафиксированы и в 2023 году. Только за три летних месяца интенсивность движения по российским дорогам увеличилась более чем на 60 % в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.

Традиционно были востребованными среди туристов магистрали, ведущие к южным курортам нашей страны, а также к Кавказу. В их числе, трассы А-147 Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия и Р-217 «Кавказ».

В Дагестане в 2023 году завершился капитальный ремонт более 37 км трассы Р-217 «Кавказ» с увеличением полос движения до четырех. Всего же в ближайшие три года планируется расширить более 88 км этой автомобильной дороги.

Трасса «Кавказ» в Республике Дагестан является популярным туристическим маршрутом. Она ведет к Каспийскому побережью, древнейшему городу нашей страны Дербенту и многим другим достопримечательностям региона, популярность которых растет с каждым годом. Сейчас в сутки по ней проезжает более 35 тыс. автомобилей, именно поэтому вопрос расширения автомобильной дороги стоит наиболее остро.

Важным событием стал ввод в эксплуатацию моста через реку Баксан на 429-м км трассы Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике. Двухполосное сооружение перевели в четырехполосное исполнение, разделили встречные потоки барьерным ограждением, а также увеличили его грузоподъемность до современных нагрузок.

Направление пользуется огромной популярностью у туристов, поскольку ведет к городу-курорту Нальчику и является частью маршрута к Голубым озерам и Верхней Балкарии. Кроме того, на данном участке к трассе «Кавказ» примыкает другая федеральная дорога А-158 – единственная транспортная артерия, ведущая к всесезонному курорту Эльбрус.

А на кубанском направлении трассы Р-217 «Кавказ» был открыт новый мост через реку Фарс, который находится на популярном среди туристов и кратчайшем пути между Майкопом и Армавиром.

Еще доступнее стали в минувшем дорожно-строительном сезоне туристические места на Северном Кавказе. В Чеченской Республике был завершен капитальный ремонт 16 км трассы Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала. В ходе работ проезжую часть расширили с двух до четырех полос движения, а встречные потоки транспорта разделили барьерным ограждением. Таким образом, была кратно увеличена пропускная способность участка.

Также в 2023 году был отремонтирован четырехполосный участок с 0-го по 9-й км федеральной трассы А-155 Черкесск – Домбай – граница с Республикой Абхазия между городами Черкесск и Усть-Джегута. Автомобильная дорога ведет к всесезонным курортам Карачаево-Черкесской Республики: Теберде, Архызу и Домбаю. В среднем за сутки здесь проезжает порядка 30 тыс. автомобилей. Итогом ремонта стало восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик дороги и повышение безопасности участников движения на популярном туристическом маршруте.

Важно отметить, что все ремонтные и строительные работы проводили на дорожной сети с учетом данных регулярного мониторинга интенсивности движения. Это позволило минимизировать образование заторов (особенно в пиковые летние месяцы) и неудобства для путешествующих.

Продолжилась в минувшем году и модернизация федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт». В частности, был завершен ремонт участка км 139 – км 150 на подъезде к живописному Телецкому озеру.

Чтобы обеспечить безопасность проезда, специалисты выполнили оборку склонов на скалах, расположенных вблизи федеральной трассы. Также на участке смонтировали барьерное ограждение общей протяженностью 2,5 км, привели к нормативу четыре примыкания.

Напомним, что на трассе Р-256 «Чуйский тракт» дорожники продолжают капитальный ремонт еще пяти объектов. Отрезок от села Карасук до одноименного перевала (км 24 – км 31) введут в строй в 2024 году. На участках, проходящих через населенные пункты Чоя, Советское и Ишинск (км 60 – км 80), работы завершат в 2025-м. Также продолжается капитальный ремонт мостов через реки Уба и Ишпа.

Доступнее стали потрясающие природные и архитектурные объекты Забайкальского края. В частности, был капитально отремонтирован участок федеральной дороги А-350 Чита ‒ Забайкальск ‒ граница с КНР с 252-го по 267-й км в Оловяннинском районе. Обновление участка, соединяющего Россию и Китай, и ведущего к древним урочищам, позволит повысить безопасность и комфорт передвижения транзитного грузового и пассажирского транспорта, а также туристических групп, следующих из соседнего государства.

Также в 2023 году завершено устройство более 70 км защитных слоев на федеральной трассе Р-258 «Байкал» на участках, примыкающих к популярному месту лечения и отдыха туристов со всего земного шара, – озеру Арей. Этот памятник природы недаром называют жемчужиной Забайкалья.

Продолжился капитальный ремонт трассы Р-258 «Байкал» и на отрезке с 1 050-го по 1 058-й км. Работы стартовали в 2022 году и будут завершены в 2024-м. Участок ведет к Всероссийскому экокурорту «Кука», основанному в 1934 году. Курорт был отреставрирован ‒ и сегодня это синергия природы и медицины нового поколения.

Добраться до старинных архитектурных ансамблей Центральной России станет проще благодаря модернизации трассы М-8 «Холмогоры». В 2023 году в Ярославской области после капремонта перевели в четырехполосное исполнение участок с 186-го по 195-й км, находящийся на подъезде к древнему городу Ростов Великий. Что немаловажно, на всем протяжении трассы хорошо развита сеть объектов дорожного сервиса. Современные мультифункциональные зоны сервиса (МФЗ) есть и на обновленном отрезке М-8 «Холмогоры» – на 187-м и 194-м км.

В Ленинградской области активно обновляли основные туристические маршруты, в том числе федеральные трассы Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Беларусь, А-181 «Скандинавия» и А-114 Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола».

В 2023 году на трассе Р-23 уже проводится капитальный ремонт 50,3 км с увеличением полос до четырех, и 9,5 км из них ввели в прошедшем дорожно-строительном сезоне. Кроме того, был завершен ремонт 43,9 км трассы А-114 в границах Ленинградской области вблизи живописных озер и лесопарков. Всего в ближайшее время планируется привести в нормативное состояние 83,1 км данной автомобильной дороги.

Важный проект на стыке туристического и транспортного направлений разрабатывают специалисты ФКУ Упрдор «Южный Урал» совместно с Министерством культуры Челябинской области. Это интерактивная карта туристических мест, на которой показаны наиболее популярные памятники архитектуры, национальные парки, места проведения фестивалей, а также автомобильные маршруты до них.

«Федеральные дороги Южного Урала – настоящие туристические артерии, позволяющие быстро и с комфортом добраться до основных достопримечательностей края: национальных парков и знаменитых фестивалей, курортов и памятников промышленного туризма. Благодаря изменению дорожного ландшафта, расширению проезжей части и реконструкции горнозаводских участков федеральных трасс Челябинской области культурные маршруты жителей и гостей региона станут разнообразнее и доступнее», – прокомментировал начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал» Владимир Муравьёв.

Еще комфортнее путь на автомобиле до достопримечательностей Южного Урала станет после завершения реконструкции и капитального ремонта трассы М-5 «Урал». Речь идет об участках км 1548 – км 1609 и км 1780 – км 1790, где в настоящее время ведутся работы по расширению проезжей части с двух до четырех полос. Открытие движения на всех отрезках запланировано до конца 2025 года. После ввода данных объектов пропускная способность трассы увеличится до 30 тыс. автомобилей в сутки.

Эти участки входят в популярный туристический маршрут, ведущий к таким красивым локациям, как Айские притесы и национальный парк Зюраткуль, старейшая ГЭС России – Саткинские «Пороги» и горнолыжный курорт «Солнечная долина».

Безусловно, развитие внутреннего туризма дает хороший стимул для роста экономики регионов. И для дальнейшего увеличения туристического потока необходимо обеспечить современную и безопасную транспортную инфраструктуру на дорожной сети.

В настоящее время вдоль подведомственных федеральных автомобильных дорог размещено более 11 тыс. объектов дорожного сервиса (ОДС), в том числе в составе более 100 МФЗ. Согласно утвержденной генеральной схеме развития площадок отдыха в МФЗ, до 2030 года планируется разместить еще 123 новых многофункциональных зоны, а к 2025 году – более 20 МФЗ.

Вопрос развития объектов дорожного сервиса и их одновременный ввод с новыми трассами является краеугольным, особенно в свете целого ряда поручений Правительства России, которые касаются в том числе развития маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока. Ключевая задача Росавтодора – разместить на опорной сети дорог Российской Федерации многофункциональные зоны, отвечающие всем основным требованиям качества, безопасности и удобства. «Ядром» многофункциональной зоны является АЗС с разными видами топлива (в том числе электрозарядками).

В 2023 году Росавтодором было инициировано создание рабочих групп на базе подведомственных ФКУ. На этих площадках совместно с проектными командами субъектов РФ и представителями местного бизнеса активно прорабатываются концептуальные решения по созданию уникальных МФЗ, которые бы подчеркивали индивидуальные особенности регионов и были синхронизированы с планом социально-экономического развития субъекта РФ.

Между ФКУ и инвесторами уже подписаны планы мероприятий (дорожные карты) по синхронному строительству или реконструкции автомобильных дорог и устройству многофункциональных зон.

Например, при строительстве и реконструкции автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке км 1169 – км 1231 (обход населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново) в Башкирии будет создано четыре МФЗ с обеих сторон дороги (на км 1196+310 и км 1230+510). В составе указанных перспективных МФЗ планируется размещение многотопливных АЗС. Ввод запланирован на IV квартал 2024 года.

Тогда же планируется открытие МФЗ в рамках проекта строительства обходов Волгограда, а также Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане. Старт работы этих современных зон должен благоприятно сказаться как на автомобилистах, так и на участниках бизнеса, предоставляющих различные услуги.

Росавтодор

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики