Сегодня 16 июня 2024

14.12.2023

Крупные транспортные компании намерены консолидировать отрасль, чтобы решить её ключевую проблему, нехватку водителей, и создать эффективный инструмент для диалога с властью.

В начале недели СМИ сообщили о создании в России Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов. Учредителями объединения стали крупные логистические компании: ПЭК, ГК «Делко», «Дентро», «Диазан», «Национальный перевозчик», ГК «Глобальная логистика и транспорт», ТК «Салаир», «ОРДА», «МТЭК-Логистик» и VIG Trans. Общий автопарк входящих в ассоциацию компаний составляет более 20 тыс. транспортных средств.

О целях и задачах объединения, а также о планах на будущее нам рассказал руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

О предпосылках создания

— Весь 2023 год стал временем вызовов для российской транспортной логистики. Себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, оплату труда персонала. После ухода иностранных брендов, сравнительно невысокого роста отечественного производства, в стране сложился острый дефицит магистральных тягачей. Грузовики транспортных компаний простаивают из-за нехватки водителей.

При этом, согласно данным Росстата, автотранспортом перевозится 67% грузов по всей стране, с 2019 по 2023 годы грузооборот увеличился на 30%.

Чтобы не допустить устаревания автопарка, нехватки транспортных средств для доставки грузов, и, как следствие, дальнейшего роста стоимости товаров в России, крупнейшие игроки транспортно-логистического рынка объединились в Ассоциацию автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.

Ассоциация — не просто новая площадка для диалога государства и бизнеса, это сообщество, которое объединяет перевозчиков для разработки предложений и совместного с органами власти решения ключевых вопросов, проблем отрасли.

Наши задачи: консолидировать отрасль, разработать стандарты деятельности для автомобильных перевозчиков и экспедиторов, а также предложить полезные инструменты: отраслевую аналитику, систему обмена информацией и нетворкинг для установления партнерства.

О главной проблеме российских транспортных компаний

— Главная проблема — дефицит водителей грузовиков. По состоянию на 2023 год, в нашей стране работают 7 млн профессиональных водителей. Это почти каждый десятый занятый, согласно данным общественной организации «Водители России». Однако такого числа водителей недостаточно — уже сейчас до 18% автопарка компаний простаивает из-за дефицита этой категории сотрудников.

По данным ассоциации, в России вакантно от 90 до 160 тыс. рабочих мест водителей. При этом профессия устаревает — за пять лет средний возраст водителя увеличился с 48 до 52 лет.

Чтобы решить проблему дефицита кадров, важно повысить привлекательность условий труда, включая уровень заработной платы, привлечь больше новых сотрудников в профессию, в том числе за счет развития системы обучения на новом уровне.

Сейчас большинство российских автошкол обучают водителей категорий В и С. Подготовкой для категории СЕ занимаются реже, так как совокупный срок обучения составляет 1,5 года, а стоимость такого обучения — порядка 150 тыс. руб.

Кроме того, федеральный образовательный стандарт обучения водителей грузовиков устарел и не соответствует потребностям рынка. Автошколам не хватает материально-технической базы, они проводят подготовку на устаревших автомобилях, не обучают навыкам безопасного и экономичного вождения, специфике управления тягачом с полуприцепом, не дают знаний в области экспедирования и главное — не гарантируют дальнейшее трудоустройство.

Решить проблему поможет федеральный проект, с помощью которого государство и частные компании совместными усилиями повысят качество обучения, профессиональной подготовки, а также наладят взаимодействие между работодателями и новыми сотрудниками.

На площадке ассоциации мы предлагаем скоординировать заявки работодателей и запустить программу подготовки водителей категории «CE», создав для этой цели Межрегиональные учебные центры по всей стране.

Проект предполагает форму государственно-частного партнерства, где государство обеспечивает земельными участками, помещениями, оснащением и современной техникой, а работодатели — организуют учебный процесс, подготовку образовательных программ, ученические договоры и трудоустройство. На время переходного периода важно сократить время подготовки водителей категории СЕ с 1,5 лет до 3 месяцев.

По расчетам Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, каждый учебный центр сможет готовить в год до 1,5 тыс. водителей для дальнемагистральной доставки.

Проект позволит повысить уровень занятости и доходов населения в трудоизбыточных регионах России, уровень безработицы в которых, согласно данным Head Hunter, составляет 13%, что на 10 п.п. выше среднего по стране. А также увеличить процент занятости в моногородах, где большая часть трудоспособного населения работает вдалеке от дома.

Повышение качества обучения и профессиональной подготовки поможет снизить число аварий на дорогах, возникающих из-за грузового транспорта, расширить профессиональные навыки водителей и сократить пока растущую потребность в иностранных работниках.

О целях на будущее

— Наша цель — развитие ассоциации. Участие в ней будет интересно не только крупным игрокам, но и малому, среднему бизнесу. Мы сделаем все, чтобы объединение было максимально открытым, а членство в ассоциации — доступным самому широкому кругу компаний.

Помимо разработки проектов для решения главных проблем отрасли, мы планируем предложить участникам ассоциации специальные условия на закупку техники, запчастей и топлива, финансирование и страхование. Такие условия особенно интересны малому бизнесу, у которого часто нет возможности получить преференции из-за небольших объемов перевозок.

До конца 2024 года мы планируем объединить многих игроков рынка, и тогда совокупный автопарк достигнет 100 тыс. единиц ТС.
В перспективе видим ассоциацию как крупнейшее объединение автомобильных грузоперевозчиков, как своеобразного «коллективного работодателя», который способен донести свои идеи до государства и быть услышанным.

Как присоединиться к ассоциации?

— Стать частью Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов может любая транспортная компания, есть только два условия — нужно быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, а также заниматься перевозками или логистикой. С 1 января 2024 года любой перевозчик или экспедитор сможет заполнить заявку на нашем сайте и вступить в сообщество.

АТИ Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики