Российские автомобильные перевозки в 2023 году показали рост — прежде всего во внутреннем сообщении. На международных направлениях ситуация меняется: бурный взлет в 2022 году товарообмена с Грузией и Арменией затормозился, осложнилось сообщение с Казахстаном, оживившись с другими странами Средней Азии. Лидером по внешним перевозкам остается Белоруссия, но втрое растет сообщение с Китаем. Участники рынка прогнозируют дальнейшее усиление этого направления на фоне общего подорожания автомобильных перевозок.
Автоперевозки в 2023 году продолжили рост, говорят участники рынка. Драйвером стало внутреннее сообщение. По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на перевозки по РФ увеличилось в полтора раза, хотя к концу года динамика замедлилась, составив в четвертом квартале только 29%.
«С точки зрения географии (без учета новых регионов) мы наблюдаем довольно равномерный рост»,— уточнили в ATI.SU.
«В 2022 году рос спрос на международные, и прежде всего импортные перевозки, поскольку шло замещение европейских грузов за счет других направлений, в основном Центральной Азии и стран Закавказья,— отмечает основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде.— Теперь основным двигателем становятся внутренние перевозки, что во многом связано с импортозамещением».
Заместитель гендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев также видит активизацию спроса на внутренние грузоперевозки: «Доставки сборных грузов за девять месяцев выросли на 22%. Во-первых, активно развиваются маркетплейсы и электронная коммерция — мы наблюдаем двукратное повышение объемов перевозок в распределительные центры. Во-вторых, российская промышленность наращивает обороты и нуждается в оперативной доставке по всей стране».
Доставка в торговые сети — еще одно динамичное направление, говорит господин Хрущалев, объем перевозок в торговые точки вырос на 26% год к году.
«На рынке экспресс-доставки мы наблюдаем увеличение спроса на 45%, грузооборота — на 63%,— уточняет он.— Почти половина клиентов межтерминальных перевозок теперь заказывают транспортировку со склада до адреса».
По словам гендиректора Delko Санджара Ашуралиева, на внутреннем рынке «прослеживается снижение общего количества транспорта и с увеличением числа рейсов». «Наблюдался повышенный спрос на перевозки на дальние расстояния,— поясняет господин Ашуралиев.— В то же время ритейлеры начали активно развивать свои автопарки». На внутреннем рынке увеличились грузоперевозки на юг: в Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа: в топе продукции фрукты, овощи, минеральная вода, продукты питания. Растет доставка бытовой техники.
«Из тенденций интересно отметить снижение грузопотока из Москвы в регионы,— подчеркивает руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок Noytech Supply Chain Solutions Али Габидулин.— При этом увеличивается доля межрегиональных перевозок от Урала на Дальний Восток и обратно, что прежде всего связано с ростом объема транспортировки грузов из Китая».
Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков говорит, что в сегменте B2B в топ-5 отраслей с наибольшим спросом на перевозки входят интернет-магазины, ювелирные изделия, телекоммуникации и IT, электроника и бытовая техника. Топ-5 регионов-получателей посылок DPD в течение 2023 года не изменился — это Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области, Краснодарский край. «Маркетплейсы заняли огромную долю рынка и сильно подвинули многих игроков на рынке онлайн-торговли, особенно небольших,— говорит он.— Особенностью 2023 года стал рост доли рынка российских компаний в сегменте e-commerce. Наиболее ярко это прослеживается в сегменте фешен».
Основной проблемой отрасли в СДЭК называют перекрытые дороги и плохую погоду, что часто вынуждает использовать больше транспорта, снижает своевременность и увеличивает себестоимость.
О том же говорят в Pony Express. В обеих компаниях отмечают активизацию, а не замедление динамики в четвертом квартале.
В то же время некоторые операторы считают рост грузоперевозок «отчасти искусственным». Так, по мнению заместителя гендиректора по логистике и IT NC Logistic Артема Васканяна, увеличение числа поисковых запросов может говорить не о росте спроса, а о нестабильности грузопотока: «То, что раньше перевозилось одним траком, сейчас отправляется двумя или тремя. Из-за дробления логистических цепочек производителями держатели контрактов на поставку определенной продукции зачастую не получают всю партию товара сразу. Увеличиваются сроки доставки груза заказчикам и количество транспорта». Скачкообразные пиковые нагрузки, помноженные на разорванные цепочки поставок, «создают так называемый псевдорост», говорит он.
Между Китаем и Белоруссией
Международные направления показывают более умеренный рост — особенно в части ввоза, отмечают в ATI.SU: на 21% в целом и 6% в импортном сообщении. По динамике на первое место вышел Китай: количество заявок на перевозку туда увеличилось втрое, отмечают в ATI.SU, обратно — 88%. «В принципе, доставка грузов из Китая автотранспортом в большинство российских регионов считается не очень рентабельной,— говорит Святослав Вильде.— Но в данный момент рост товарооборота с Китаем настолько стремителен, что водный и железнодорожный транспорт не вполне справляются».
Дмитрий Хрущалев подтверждает, что Китай стал одним из главных направлений в международных автоперевозках, и по итогам года спрос на доставку грузов между странами увеличился более чем втрое. Санджар Ашуралиев поясняет, что грузоперевозки в Китай и обратно включают товары народного потребления и оборудование. «Кроме того, в 2023 году было снято таможенное ограничение на поставки фруктов из Китая, в связи с чем увеличилось число заказов на рефрижераторные перевозки»,— уточняет он.
«Инфраструктура по пути следования улучшается,— говорит руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.— На 2024–2026 годы запланирована реконструкция пункта пропуска в Забайкальске. Плановое увеличение пропускной способности в 5,5 раза подтверждает перспективы сотрудничества и намерения по увеличению грузопотока».
Лидером по абсолютным объемам международных автоперевозок остается Белоруссия.
ATI.SU отмечает рост заявок в экспортном сообщении на 48%, в импортном — на 41%. Казахстан, по данным биржи, при росте экспортного сообщения на 54% показал снижение в импорте на 3%. Дмитрий Хрущалев говорит о падении сообщения между странами на 13%: «Одним из сдерживающих факторов стали новые требования к оформлению документации со стороны Казахстана».
В то же время другие страны Средней Азии, по данным ATI.SU, показывают рост более 50%. Руководитель отдела экспедирования департамента комплектных грузов Stalogistic Влад Воробьев говорит о росте комплектных перевозок из Узбекистана более чем в десять раз: «Показатели экспортных поставок из Узбекистана в ЕС наглядно отобразили тренд на поиск европейским бизнесом замены российской продукции и переориентацию на торговлю с регионами Средней Азии».
Вместе с тем бурно взлетевшее в 2022 году сообщение с Закавказьем — Грузией и Арменией — стабилизировалось или даже начало падать.
У ATI.SU количество заявок на перевозки в Грузию не изменилось, Армения показала снижение на 19%, а во встречном направлении падение составило 41% и 64% соответственно. «Здесь, как мы считаем, сказывается ограниченная пропускная способность Военно-Грузинской дороги — большие сроки ожидания снижают популярность направления,— отмечают в ATI.SU.— Возможно, ситуация улучшится после реконструкции пункта пропуска Верхний Ларс и строительства новой дороги в Грузии».
Транспортировка грузов из Армении и Грузии снижается, подтверждают в Pony Express. В то же время Влад Воробьев отмечает рост грузоперевозок с Арменией и Грузией в отдельных товарных сегментах: «Существенным спросом пользуются поставки из этого региона алкогольной и продовольственной продукции в связи с усложнением доставки данных товаров из стран ЕС».
В 2024 году ожидается рост объема внутрироссийских перевозок, говорит Али Габидулин, однако остается проблема с дефицитом водителей, актуальная в 2023 году. «Нехватка кадров будет и в дальнейшем существенно влиять на тарифы на автоперевозки»,— отмечает он. Святослав Вильде подчеркивает, что дефицит водителей-дальнобойщиков становится главной проблемой (в целом о дефиците кадров в логистике см. “Ъ” от 22 января). Цены, по наблюдениям ATI.SU, за год на 10 января выросли на 27,9%.
Очевидно, говорит Али Габидулин, что будет расти объем перевозки грузов из Китая сухопутным транспортом, включая полные машины (FTL), сборные (LTL) и негабарит: «Номенклатура перевозимых грузов довольно широкая, включает товары FMСG и высокотехнологичное оборудование, также активно транспортируется сырье для химической, пищевой и медицинской промышленности». По его мнению, проблемы с проходом судов через Красное море и Суэцкий канал могут сместить акцент на наземные перевозки из Китая и Юго-Восточной Азии. Грузопоток из стран Европы в Россию, вероятно, останется на уровне 2023 года.