Сегодня 28 ноября 2022

02.09.2014

«Ростех» получил без конкурса крупный госконтракт на создание системы взимания платы за проезд грузовиков. Но без помощников госкорпорации не обойтись, среди возможных партнеров — «Оптима»

Премьер Дмитрий Медведев распорядился назначить структуру «Ростеха» — компанию «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, см. врез) единственным концессионером, который создаст и будет обслуживать систему взимания платы с тяжелых грузовиков (массой свыше 12 т). Распоряжение было подписано 29 августа (копия есть у «Ведомостей»).
С ноября 2015 г. владельцы фур должны будут платить за проезд по федеральным автодорогам (около 50 000 км) по тарифу 3,7 руб. за 1 км. Прогноз сборов — 50 млрд руб. в год, они пойдут в федеральный дорожный фонд.
Изначально «Росавтодор» должен был выбрать оператора системы на конкурсе. На контракт было три претендента, прошедших предварительный отбор: консорциум под руководством «ВТБ капитала», консорциум под руководством «Навигационно-информационных систем» (НИС, структура АФК «Система») и консорциум «Оптима плюс». Обязательным условием был опыт создания и эксплуатации аналогичной системы, что означало наличие иностранного участника в консорциуме. Именно это условие стало поводом для отказа от конкурса. В конце прошлого года «Ростех» предложил без конкурса передать проект ему, чтобы сделать его на основе исключительно российских комплектующих и программного обеспечения. Иначе возникала угроза для национальной безопасности, предупреждала госкорпорация: информация о передвижении грузов не должна обрабатываться и храниться за границей. Из конкурсной документации следовало, что на закупки иностранного оборудования было бы потрачено более 15 млрд руб., теперь эти инвестиции останутся в России, отмечает представитель «РТ-инвеста», а созданный продукт можно будет потом экспортировать. В итоге по распоряжению Медведева конкурс был отменен, а контракт достался «Ростеху».
Как следует из распоряжения, госкорпорации предстоит создать и обслуживать систему контроля минимум из 481 стационарного и 100 мобильных объектов. А также оснастить грузовики устройствами (минимум 2 млн) для определения их местонахождения. Контракт будет заключен на 13 лет и может быть продлен. Государство будет платить «Ростеху» 10,6 млрд руб. в год. Это на 5% меньше стартовой цены, определенной в конкурсной документации (по итогам торгов она могла снизиться). Почти половина платежа (46%) будет индексироваться на уровень фактической инфляции.
«Ростеху» придется непросто без партнера, считает человек, участвовавший в разработке проекта: сроки сжатые, а у всех претендентов на контракт уже готов проект, есть соглашения с производителями устройств, с разработчиками ПО. Да и для конкурсантов партнерство с «Ростехом», по сути, единственный способ возместить затраты на участие в конкурсе, добавляет он. Компания ищет партнеров и готова сотрудничать с любыми участниками конкурса, признает представитель «РТ-инвеста».
НИС не получала от «РТ-инвеста» официального предложения о сотрудничестве, сказал ее представитель, но готова рассмотреть любые предложения об использовании ее опыта. Представитель «ВТБ-капитала» от комментариев отказался. Возможным партнером может стать «Оптима», считают сотрудники двух консорциумов, участвовавших в конкурсе, и человек, близкий к Минтрансу.
Компании находятся в переговорном процессе, подтверждает представитель «Оптимы». Партнерство будет выгодным, считает он: у «Ростеха» много отечественных технологий и серьезный потенциал экспорта, а «Оптима» обладает уникальными разработками, которые могут быть использованы при создании системы. «Нам интересны компетенции “Оптима плюс” — это хорошая команда с опытом управления проектами в сфере транспортных систем», — отмечает представитель «РТ-инвеста». Кроме того, по его словам, компания изучает предложения «Ланита», а партнерами по производству части оборудования выступят холдинги «Ростеха» — «Росэлектроника» и Объединенная приборостроительная корпорация. Основатель «Ланита» Георгий Генс подтверждает, что ведутся переговоры, его компания заинтересована в контракте, проект большой и, видимо, будет несколько субподрядчиков.
«РТ-инвест» мог бы приобрести долю в «Оптиме», а та — долю в «РТ-инвесте», рассуждает один из собеседников «Ведомостей». Обмен акциями не обсуждается, отмечают представители «РТ-инвеста» и «Оптимы». Но в целом «вопрос приобретения компании — технического партнера не исключается», говорится в ответе представителя «РТ-инвеста».
Единственный акционер «Оптимы» — голландская Optima Toll (данные ЕГРЮЛ за апрель), данных о ее владельцах в голландском реестре нет. Ранее РБК со ссылкой на неназванные источники сообщало, что за «Оптимой» «стоят интересы бизнесменов Аркадия и Бориса Ротенбергов». Это подтверждали «Ведомостям» два федеральных чиновника и два сотрудника других консорциумов — претендентов на проект сбора платежей с грузовиков. Два собеседника уточняли: за «Оптимой» стоит сын Аркадия Ротенберга Игорь, но долей в «Оптиме» он напрямую не владеет. Представители «Оптимы» и Ротенбергов сообщили, что Ротенбергов нет в числе бенефициаров «Оптимы». Представители Минтранса и Росавтодора отказались комментировать, известны ли им бенефициары компании, ранее прошедшей предквалификацию на конкурсе.

По материалам газеты «Ведомости»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики