16.06.2014

Как стало известно «Ведомостям», госкорпорация «Ростех» хочет без конкурса получить крупный контракт от государства — стать оператором системы взимания платы с грузовиков и получать за это по 11 млрд руб. в год
Идея взимания платы за проезд грузовиков (массой свыше 12 т) по федеральным трассам была зафиксирована в законодательстве еще в 2011 г. Но до сих пор Росавтодор так и не провел тендер по выбору инвестора. Его сроки дважды переносились, даже когда проект был наконец выставлен на конкурс и были отобраны три претендента (см. врез): сначала по просьбе инвесторов, указавших на нереалистичные сроки, затем — из-за бюрократических проволочек. Никто так и не понял, с чем была связана задержка, — качество проработки документации практически не изменилось по сравнению с первыми презентациями для инвесторов, рассказывал «Ведомостям» топ-менеджер одной из компаний, интересовавшихся проектом.
Через две недели три претендента должны подать конкурсные предложения. Но, как стало известно «Ведомостям», уже после предварительного отбора у них появился конкурент — «Ростех». Госкорпорация в письме к президенту Владимиру Путину предложила свой способ решения проблемы: вообще не проводить затянувшийся конкурс и назначить ее единственным исполнителем, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, и человек, близкий к Минтрансу. Об интересе «Ростеха» к проекту знает и сотрудник одной из компаний, участвующих в конкурсе. Представитель «Ростеха» это не комментирует. Связаться с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым вчера не удалось.
Условия госконтракта очень привлекательны, говорили участники рынка. Инвестор должен вложить 26 млрд руб. в создание системы взимания платы (разработает программное обеспечение, установит рамки, изготовит и раздаст водителям специальные бортовые устройства) и в течение 13 лет будет получать до 11,2 млрд руб. в год за ее обслуживание. Все собранные с фур деньги (тариф — 3,5 руб./км) оператор перечислит в федеральный дорожный фонд. Прогноз — около 50 млрд руб. в год.
«Ростех» обосновал свои претензии соображениями национальной безопасности, рассказывает один из собеседников «Ведомостей»: данные должны быть защищены, система должна работать на российских технологиях и комплектующих. Конкурсная документация устанавливает такие требования к опыту, что в тендере могут принять участие только зарубежные компании, напоминает представитель «РТ-инвеста» («дочка» «Ростеха»). «В случае победы одной из зарубежных компаний технологическое ядро и центр обработки данных будут базироваться за пределами России, информация о передвижении, составе всех транспортных средств, а также о грузах будет доступна вовне», — предупреждает представитель «РТ-инвеста». Оборудование для такой системы могли бы производить отечественные предприятия, продолжает он, тогда вся информация будет храниться в закрытом контуре, доступ к ней будет строго ограничен.
Пока конкурс ни отменять, ни продлевать никто не планирует, уверяют чиновники, курирующие проект: через две недели консорциумы, прошедшие предквалификацию, должны подать конкурсные предложения. Конкурс идет, как и было объявлено, подтверждает представитель Росавтодора.
Никто из прошедших предварительный отбор от участия отказываться пока не планировал, знает сотрудник одной из компаний-претендентов. ОАО «НИС» готово участвовать, подтверждает представитель компании. Представители «Оптимы» и «ВТБ капитала» отказались от комментариев.

«Ведомости»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики