Сегодня 23 декабря 2024

09.08.2022

Сегодня, 9 августа 2022 года, Западно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора провело публичное обсуждение результатов правоприменительной практики за первое полугодие 2022 года. Мероприятие прошло в онлайн-формате. В нем приняли участие президент СААП Вячеслав Трунаев, руководители ряда транспортных компаний – членов СААП.

Начальник Зап-СибМУГАДН Ространснадзора Виктор Жиглов  сообщил, что проводится реформа — все управления ведомства в Сибирском федеральном округе будут объединены в одно с центральным аппаратом в Новосибирске.

Он также напомнил собравшимся, что с первого сентября 2022 года начнет работать государственная информационная система электронных перевозочных документов и подробно рассказал о том как она будет устроена.

— Каким предполагается формат взаимодействия? Создаются коммерческие информационные системы электронных перевозочных документов, с которыми участники перевозок заключают договора. Содержание транспортных документов передается заказчиком перевозки или перевозчиком в информационную систему. А дальше обеспечивается передача из разных информационных систем в государственную систему электронных перевозочных документов. Оператором ее является Министерство транспорта. С первого сентября 2022 года информация будет доступна для работы. В эту же систему будут передаваться данные ГИБДД о регистрации ТС, данные из налоговой службы. Подтверждение, что отправитель и перевозчик являются зарегистрированными и действующими предпринимателями.

Пока подключение к системе добровольное. Но когда оно станет обязательным, это позволит исключить из перевозок нелегалов.

 

Большой интерес у перевозчиков вызвал доклад об изменениях в нормативно-правовых актах в сфере грузовых перевозок автомобильным транспортом, с которым выступил начальник отдела контроля международных автомобильных перевозок Зап-СибМУГАДН Ространснадзора Александр Круппа:

— На территории Новосибирской области фактически размещены 13 АПВГК на автомобильных дорогах регионального значения. В 2022-2024 г. планируется размещение 10 новых АПВГК. На территории Омской области размещены 16 АПВГК. Таким образом, более половины региональных автомобильных дорог находятся под постоянным контролем в автоматическом режиме.

С 2023 года полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушения весовых и габаритных параметров транспортных средств передаются ЦАФАП Ространснадзора.

Одна из важнейших задач – обеспечение сохранности автомобильных дорог за счет повышения ответственности грузоотправителя. Зачастую в перегрузе виновен грузоотправитель – он или грузит с нарушением или предоставляет недостоверные сведения о  свойствах и массе груза. Электронная транспортная накладная, сопроводительная ведомость в таких случаях позволит четко определить виновных лиц.

Работа автоматических пунктов весогабаритного контроля не подразумевает такой функции. А вот во взаимосвязи с электронными перевозочными документами эти факты могут быть зафиксированы, и соответствующие меры могут быть приняты уже к грузоотправителю. Это приведет в первую очередь к тому, что грузоотправители, понимая свою ответственность, будут остерегаться нарушать требования законодательства российской федерации.

Постановлением Правительства РФ 2116 от 30.11.2021г. внесены изменения в Правила перевозок грузок автомобильным транспортом в части оформления электронных перевозочных документов – заказа (заявки), электронной транспортной накладной, заказа-наряда (договора фрахта), сопроводительной ведомости при перевозке контейнера, уточнены методы определения массы (взвешивание, обмер с применением поверенных средств измерения).  По требованию одной из сторон составляется акт взвешивания, а в случае перевозки контейнера, съемного кузова, то и осевые нагрузки.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» продлены сроки действия разрешительных документов:

— до 1 марта 2024 г. сроки действия допусков российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, сроки действия которых истекают по 1 февраля 2024 г.

На 6 месяцев:

— свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, срок действия которых истекает в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления (с 14.03.2022г.);

— свидетельства о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, срок действия которых истекает в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления (с 14.03.2022г.);

— специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, срок действия которых истекает в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления (с 14.03.2022г.).

 

С 01.09.2022г. вступает в силу новый Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, утвержденный приказом Минтранса РФ от 11.04.2022г. №127.

Увеличен срок действия специального разрешения с 6 месяцев до 1 года. В случае владения транспортным средством не на праве собственности (аренда), срок действия специального разрешения не может превышать срок действия документа, подтверждающего право владения.

В заявлении нужно будет указывать тип, марку, модель, государственный регистрационный знак и WIN только основного компонента (прицепы не указываются). Не требуется указывать массу, длину, ширину, высоту и длину свеса транспортного средства.

Заявление также должно содержать информацию:

— о способе оформления специального разрешения (на бумажном носителе или в виде электронного документа), а также о способе получения уведомлений;

— сведения о консультанте по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, содержащие фамилию, имя, отчество консультанта, серию и номер свидетельства консультанта (при этом копии документов не представляются).

К заявлению о выдаче специального разрешения прилагаются следующие документы:

а) копия свидетельства о регистрации транспортного средства, на которое оформляется специальное разрешение (если владение осуществляется не на праве собственности);

б) копия документа, подтверждающего право владения транспортным средством, на которое оформляется специальное разрешение (если владение осуществляется не на праве собственности);

в) копия свидетельства о допуске транспортного средства категории EX/II, EX/III, FL, AT или MEMU к перевозке опасных грузов (если транспортное средство относится к одной из этих категорий);

г) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, которые удостоверяют полномочия представителя владельца транспортного средства, в том числе в машиночитаемом виде (в случае направления заявления о выдаче специального разрешения и документов в электронной форме) (если заявление подается представителем владельца транспортного средства);

д) реквизиты платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Заявление о выдаче специального разрешения и прилагаемые к нему документы представляются владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган по выбору заявителя:

а) на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

б) на адрес электронной почты уполномоченного органа. При этом заявление о выдаче специального разрешения и прилагаемые к нему документы должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Единый портал. При этом заявление, представленное в форме электронного документа, подписывается электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Сокращен с 14 до 7 дней с момента регистрации заявления срок рассмотрения и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче специального разрешения.

Запрос о согласовании маршрута перевозки согласовывается владельцем дороги в течение 3-х рабочих дней (было 4).

При наличии оснований для отказа в согласовании заявленного маршрута перевозки опасного груза владелец дороги вправе согласовать маршрут по альтернативным участкам дорог между начальным, промежуточным и конечным пунктами маршрута перевозки в пределах сети дорог одного владельца дороги.

При наличии оснований для отказа в согласовании заявленного маршрута перевозки опасного груза, а также при отсутствии возможности согласования маршрута по заявленным участкам дорог или по альтернативным участкам дорог между начальным, промежуточным и конечным пунктами маршрута перевозки в пределах сети дорог одного владельца дороги, владелец автомобильной дороги в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации запроса, направляет в уполномоченный орган уведомление об отказе в таком согласовании.

При наличии на заявленном участке автомобильной дороги в период предполагаемого срока осуществления перевозки опасного груза ограничений по допустимым весовым и (или) габаритным параметрам транспортного средства, отличным от установленных в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, вместе с уведомлением о согласовании такого маршрута перевозки опасного груза владелец автомобильной дороги направляет в уполномоченный орган информацию о наличии таких ограничений и о периоде их действия.

 

Федеральным законом от 15.04.2022 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Устраняются возможные погрешности используемого весового оборудования в части увеличения допустимого превышения весовых параметров с 2% до 10%. Соответственно, часть 1 статьи 12.21.1 в действующей редакции КоАП предполагает ответственность только за превышение габаритных параметров на величину не более 10 сантиметров.

 

Постановление Правительства РФ № 2214 от 6 декабря 2021 года “Об утверждении формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, состава сведений,  включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки, а также требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1696:

По сути, сопроводительный документ в электронной форме является набором сведений, зашифрованных в виде QR-кода. Каждый ЭСД имеет свой идентификационный номер, который автоматически присваивается ему учетной системой ЕГАИС Лес.

Обязанность за формирование ЭСД на древесину всегда лежит на собственнике древесины на момент ее транспортировки.

Неважно, являетесь ли Вы ИП или юрлицом — правило простое — если на момент погрузки Вы собственник — Вы должны создать ЭСД, который затем передать водителю грузоперевозчика.

Если на момент транспортировки право собственности перешло к покупателю, то ЭСД формирует он. Это возможно, если покупатель производит самовывоз пиломатериалов.

Если же право собственности переходит к покупателю на его складе, то поставщик обязан оформить ЭСД и передать данные водителю грузоотправителя.

А если организация-перекупщик покупает, например, лес на лесосеке и сама перевозит покупателю для последующей продажи, то в этом случае ЭСД должна создавать она. На момент транспортировки право собственности на древесину уже принадлежит перекупщику.

Порядок заполнения электронного сопроводительного документа

Теперь рассмотрим, как именно заполняются все поля ЭСД согласно типовой формы. На практике создать ЭСД намного проще и понятнее.

Пункт 1- Идентификационный номер документа. Он формируется автоматически  при создании нового ЭСД в приложении или на портале ЛесЕГАИС.

Пункт 2 — отметка о приобретении пиломатериалов в организации розничной торговли (включая рынок). Этот пункт заполняется в случаях, когда транспортируется более 10 м3 древесины, купленной физлицом, ИП или юрлицом для собственных нужд в организации розничной торговли.

Пункт 3 — Отметка о вывозе за пределы РФ. Заполняется только в случае экспорта древесины покупателю, находящемуся за пределами территории РФ.

Пункт 4 — Дата и время подписания. Этот пункт заполняется автоматически в момент подписания ЭСД простой электронной подписью. С этого момента ЭСД считается действующим.

Пункт 5 — Дата и время прекращения действия. Здесь автоматически проставляется момент погашения ЭСД после того, как транспортировка была завершена. Ниже мы рассмотрим все способы погашения сопроводительного документа.

Пункт 6 — Сведения о собственнике или продавце древесины. Здесь собственник указывает свою организационную форму, наименование, юридический адрес, ИНН и КПП.

Пункт 7 — Грузоотправитель. Аналогично, указываются данные организационно-правовой формы, название юр. лица (или ФИО ИП), юридический адрес, ИНН и КПП.

Пункт 8 — Перевозчик. Здесь прописываются данные грузоперевозчика. Это не обязательно собственник, перевозку может осуществлять и сторонняя организация.

Пункт 9 — Грузополучатель. Название, юридический адрес, ИНН и КПП получателя древесины или пиломатериалов.

Пункт 10 — Номер декларации о сделке с древесиной. Здесь проставляется идентификационный номер декларации, созданной в ЕГАИС Лес. Этот пункт обязательно заполняется, если транспортировка осуществляется по сделке купли-продажи между контрагентами, но не розничной.

Пункт 11 — Вид ТС и регистрационный гос. номер автотранспортного средства, на котором будет перевозиться лесоматериал. Доставку можно осуществлять также железнодорожным и водным транспортом. Но в этих случаях указывать номера вагонов или борт. знаки не обязательно.

Пункт 12 — Место складирования при отправлении древесины. Здесь указывается адрес и координаты пункта, с которого отправляется перевозимая древесина. Таким пунктом может быть МСД (место складирования древесины) или ОЛИ (объект лесоперерабатывающей инфраструктуры), лесосека или лесной склад.

Пункт 13 — Место прекращения действия ЭСД. Здесь указываются адрес и координаты пункта, где данный сопроводительный документ прекращает действие. Это либо МСД  или ОЛИ  назначения перевозимой древесины, либо пограничный пункт пересечения границы РФ (при перевозке на экспорт). Координаты места окончания действия ЭСД заносятся автоматически при погашении документа.

Пункт 14 — Сведения о видах перевозимой древесины. Здесь указывается видовой (породный) и сортиментный состав, объем без коры и припусков, а также ставится отметка о влажности в случае вывоза за границу.

Согласно п. 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, транспортировка древесины без сопроводительного документа, оформленного в установленном законом порядке, влечет наложение на собственника древесины административного штрафа.

Для должностных лиц (сюда включаются и ИП) штраф составит от 30000 до 50000 рублей.

Для юридических лиц — от 500000 до 700000 руб.

При этом сотрудники контролирующих органов могут конфисковать всю перевозимую без ЭСД древесину, а также транспортное средство, на которое не был создан сопроводительный документ.

И в любом случае наличие ЭСД с QR-кодом  не освобождает от обязанности оформления транспортной накладной.

 

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения с 25.07.2022г.

  1. Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», может быть возбуждено, при наличии поводов, перечисленных в п.1-п.3 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ (непосредственное обнаружение; материалы из правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ) только после проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом.

Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, может быть возбуждено и до оформления результатов КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом, но только если требуется применить меры обеспечения производства по делу, предусмотренные ст. 27.10  КоАП РФ (изъятие вещей и документов), ст. 27.14 КоАП РФ (арест товаров, транспортных средств и иных вещей) и ст. 27.16 КоАП РФ (временный запрет деятельности). О таких случаях всегда необходимо уведомлять прокурора в течение 24 часов.

Указанное выше также относится к возбуждению дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления и по результатам постоянного рейда.

Таким образом, если нарушение не выражается в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля в порядке, установленном Федеральным законом №248-ФЗ, то оно возбуждается в обычном порядке, без проведения КНМ, при наличии поводов, перечисленных в ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ (например, дела по ст. 19.5 КоАП РФ, ст.20.25 КоАП РФ).

Не изменился порядок возбуждения дел, установленный ст. 28.6 КоАП РФ, когда административное наказание назначается без составления протокола об административном правонарушении.

  1. С 25.07.2022 вводится запрет на возбуждение и рассмотрение дела одним и тем же лицом.

Запрет касается только ситуаций, когда основания для возбуждения дела были выявлены в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, а должностное лицо, возбудившее дело, непосредственно участвовало в этом мероприятии (указано в решении о проведении КНМ).

Инспектор составивший протокол не вправе самостоятельно назначать такое должностное лицо и давать поручения о рассмотрении дела и вынесении постановления.

Данные положения не распространяются на порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе и по результатам постоянного рейда, и ситуации, когда административное наказание назначается без составления протокола, в случаях предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ.

  1. Порядок и основание назначения административного наказания по делам об административных правонарушениях.

Введено правило, по которому административный штраф за впервые совершенное правонарушение при наличии определенных обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ (отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при отсутствии имущественного ущерба) может быть заменен предупреждением для всех субъектов административных правонарушений, выявленных в ходе проведения контроля (надзора), (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ) за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ (при совершении административного правонарушения по ч.1 , ч.10, и ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. ст. 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.33 КоАП РФ).

Впервые совершенным административным правонарушением считается правонарушение, совершённое в первый раз, а также правонарушение, совершённое по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию согласно ст. 4.6 КоАП РФ (в период со дня вступления в законную силу постановления до истечения года со дня окончания его исполнения или уплаты административного штрафа, в случае назначения административного штрафа).

Также уменьшены размеры штрафов. Так, если лицо, которое совершило выявленное в ходе проведения контроля (надзора) правонарушение, предотвратило его вредные последствия либо добровольно возместило причиненный ущерб (добровольно устранило причиненный вред), административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы (ч. 3.4-1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Исключение составляют обстоятельства, при которых возможно назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч.2.2 и ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ), либо замена административного штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

  1. Порядок исполнения постановления и уплаты штрафа по делу об административном правонарушении.

Внесённые в КоАП РФ изменения предусматривают возможность уплаты 50% от наложенной суммы штрафа.

Если за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) назначен административный штраф, то он может быть уплачен в половинном размере, если денежные средства перечислены не позднее 20 дней с даты, когда вынесено постановление.

Если копия постановления пришла заказным письмом после срока, его необходимо восстановить по ходатайству лица, привлечённого к ответственности

(ч. 1.3.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.

Вопрос о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о восстановлении срока для уплаты штрафа в половинном размере рассматривается лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ). Решение по данным вопросам выносится также в виде определения.

Данное правило не распространяется на порядок уплаты штрафов за совершение административных правонарушений по ч. 1, ч. 10, ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. ст. 19.5.1, 19.6, 19.33 КоАП РФ, а также в случае предоставления отсрочки или рассрочки уплаты административного штрафа.

Информация о возможности уплаты административного штрафа в половинном размере, а также о сумме в половинном размере должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении  в соответствии с требованиями ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Отсрочку по уплате штрафа теперь возможно дать на срок до 6 месяцев (ранее предельный срок составлял 1 месяц) (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ).

Важным изменением является возможность уплаты административного штрафа в размере 50% от суммы наложенного административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности за правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), иным физическим или юридическим лицом не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа (ч.1.3.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

 

Распоряжением Первого заместителя Министра транспорта РФ Андрея Александровича Костюка от 04.08.2022г. №АК-198-р утверждены официальные разъяснения обязательных требований, установленных пунктами 2,4,16 и 18 Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых тахографах.

В связи со сложившейся обстановкой возникла ситуация с отсутствием технической возможности изготовления карт ЕСТР.

Подпунктом «b» пункта 2 статьи 13 Приложения к ЕСТР установлено, что в случае, если карточка повреждена, неправильно функционирует , утеряна или похищена, либо не находится в распоряжении водителя, водитель:

— В начале своего рейса распечатывает подробные сведения о транспортном средстве, клоторым он управляет, и вносит в эту распечатку:

— сведения, позволяющие идентицировать водителя (ФИО, номер водительского удостоверения), проставляя в том числе свою подпись.

— периоды, упомянутые в подпунктах «b», «c», «d» абзаца второго пункта 3 статьи 12 Приложения к ЕСТР;

— В конце своего рейса распечатывает данные о периодах времени, которые зарегистрированы контрольным устройством, регистрирует любые периоды другой работы, присутствия и отдыха с того момента, когда в начале рейса была сделана распечатка, если эти данные не зарегистрированы тахографом, и указывает в этом документе подробности, позволяющие идентифицировать водителя (ФИО, номер водительского удостоверения, проставляя в том числе свою подпись.

Таким образом, если карта водителя транспортного средства, допущенного к осуществлению международных автомобильных перевозок и оснащенного контрольным устройством, соответствующим требованиям ЕСТР, не находится в распоряжении водителя в связи с отсутствием технической возможности ее выдачи (отсутствие компонентов), водитель в праве использовать распечатки контрольного устройства, заполняемые в соответствии с ЕСТР, при осуществлении внутрироссийских перевозок.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики