Часть компаний закроется, часть — объединится. А кто-то сумеет встроиться в аутсорсинговые цепочки. Как это будет происходить, рассуждает генеральный директор компании «Трансаут».
Ком проблем в транспортно-логистической отрасли нарастает. Во-первых, сложно обновлять автопарки — старые автомобили ломаются и выходят из строя, а лизинговые платежи для покупки новых слишком высоки. Во-вторых, в отрасли огромный дефицит кадров. Уже сейчас нехватка составляет 20% сотрудников, а к 2030 г. она увеличится на 50% и достигнет 1,5 млн человек, следует из отчета компании Arthur Consulting.
Между тем спрос на услуги логистов и перевозчиков постоянно растет. Что сейчас происходит на рынке транспортно-логистических услуг и какие векторы развития для небольших компаний кажутся самыми логичными, в колонке на DK.RU рассуждает генеральный директор «Трансаут» Алексей Ожиганов.
— В течение последних двух лет российский рынок транспортно-логистических услуг постепенно скатывался к кризису. Теперь он в него вступает. Но это весьма необычный кризис.
Как правило, маркером серьезных проблем в какой-либо отрасли является снижение спроса на продукцию/услуги, сокращение объемов их производства и продаж, и, как следствие, сокращение персонала — с этим многие компании сталкивались и в 2008 г., и 2013-м, и во время пандемии. Но в транспортной логистике все наоборот: спрос на грузоперевозки очень быстро растет вслед за увеличением объемов производства и торговли внутри страны (в 2023 г. объем грузоперевозок в России вырос на 60%), услуги перевозчиков дорожают, компании готовы нанимать персонал. И, тем не менее, мы говорим о кризисе.
Потому что персонала на рынке труда просто нет.
Так, профессия водителя, особенно категорий Е, С и СЕ, уже входит в ТОП-листы наиболее дефицитных и высокооплачиваемых по стране. Но уже скоро к водителям присоединятся и логисты. Сказывается сокращение населения страны, старение кадров, малая престижность таких профессий — наследие прошлых лет, когда зарплаты на рынке не достигали сотен тысяч рублей.
Если говорить о внешних грузоперевозках, которые активно переориентируются на южные и восточные направления, здесь требуются еще и логисты со знанием специфики этих стран — их тоже крайне мало.
Поэтому в ближайшее время, по крайней мере, в перспективе следующего года (сегодня трудно делать прогноз на более длительные сроки), грузоперевозки в стране продолжат дорожать.
В 2023 г. их стоимость выросла на 30-40%, в 2024-2025 гг. стоит ожидать еще более значительного роста цен. Но это не единственный тренд. Под влиянием кризиса рынок скоро начнет трансформироваться: доля крупнейших транспортных компаний увеличится, а также ускоренное развитие получит аутсорсинг.
Рынок ждет консолидация
Как и при любом кризисе, крупные транспортные компании будут прирастать за счет поглощения более мелких конкурентов. Во-первых, они пока еще вполне способны привлекать и удерживать персонал за счет поддержания зарплат на высоком уровне, выплаты бонусов и премий, расширения соцпакетов, развитой корпоративной культуры, реферальных программ и т.п. Во-вторых, несмотря на удорожание грузоперевозок, клиенты готовы платить, если сервис (соблюдение сроков доставки, отсутствие повреждений и потерь груза) находится на высоком уровне.
Но развитие сервиса требует инвестиций, которые небольшая компания с 5-10 грузовиками сегодня позволить себе просто не может — она и так вынуждена нести все большие расходы на топливо и техническое обслуживание своих автомобилей. Поэтому такие игроки быстро теряют способность масштабировать бизнес и вынуждены либо уходить с рынка, либо переходить под контроль конкурентов.
Почему будет развиваться аутсорсинг
Согласно сразу нескольким исследованиям, рынок транспортно-логистических услуг все равно будет расти: на 10-11% по итогам 2024 г. и на 9% — в последующие пару лет. При этом одним из ключевых драйверов роста аналитики называют аутсорсинг. В принципе, это нормальная ситуация в период кризиса, когда компании ради сокращения финансовых издержек и оптимизации бизнеса делегируют часть своего функционала партнеру.
Что касается транспортной логистики, аутсорсинг будут использовать сравнительно небольшие компании, которые все-таки хотят остаться на рынке. Либо те, для кого грузоперевозки не являются профильным направлением деятельности.
Это уже происходит. Так, недавно мы получили запрос от компании, у которой в собственности находится 25 крупногабаритных грузовиков. Нас просили взять эти грузовики в управление, поскольку компания не может нанять достаточно логистов, чтобы обеспечить эффективную перевозку грузов. А если бы даже и смогла, зарплата водителей и логистов в разы превысила бы стоимость аутсорсинга.
Кроме того, аутсорсинг закроет локальные сегменты рынка, которые малоинтересны крупным транспортным компаниям. Например, малотоннажные перевозки.
Крупному перевозчику выгодно работать с ритейлером или маркетплейсом, имеющим 100+ торговых точек и распределительные центры в регионах. Под таких клиентов он выстраивает тарифы, но они могут оказаться неподъемными для торговой организации, которой просто нужно каждый месяц развозить товар в несколько магазинов по городу или области.
Стоит учитывать также и то, что грузоперевозки связаны не только с торговлей. Есть поликлиники и частные медицинские центры, которые ежедневно отправляют в лаборатории на анализ биоматериалы пациентов. Здесь процесс транспортировки связан с большим количеством требований — разные виды материалов необходимо доставлять в лабораторию при соблюдении определенного температурного режима и в строго регламентированные сроки, которые могут ограничиваться всего одним или двумя часами. Малейшие нарушения негативно влияют на достоверность результатов клинических исследований, а уже это, в свою очередь, может привести к ошибкам в диагностике заболевания и плане лечения. Это крайне сложные задачи, которые требуют постоянного контроля водителей, выстраивания оптимальных маршрутов и т.п. — фактически, речь идет о задачах для штатного отдела логистики, которые аутсорсинг на себя взять может, а транспортная компания в силу своей бизнес-модели — уже нет.
Конечно, аутсорсерам, как и другим участникам рынка, приходится прилагать много усилий к поиску водителей, находить такие возможности. Но пока для них ниже риск отсутствия логистов — каждый такой сотрудник ведет по нескольку проектов, за счет которых поддерживается рыночная заработная плата.