Продажи тяжёлых грузовиков в период с января по октябрь просели на 57% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Об этом пишет «Реальное время» со ссылкой на АВТОСТАТ.
Опрошенные изданием эксперты утверждают, что падение продаж отчасти является мнимым. Руководитель ТК «Реверс» Сергей Сотников напоминает, что в 2023 и 2024 годах спрос на грузовики был аномальным из-за их доступности, а сейчас «рынок отыграл всё назад».
— На ситуацию очень серьезное влияние оказали позиция Центробанка и ставка рефинансирования, от которой зависит стоимость кредитов. Чтобы брать кредит под такие проценты, как сейчас, нужно быть ненормальным, либо иметь бизнес, который приносит сверхдоходы, а это точно не перевозки, — утверждает Сергей Сотников (цитата по «Реальное Время»).
По словам эксперта, ещё одной причиной падения спроса стали высокие цены, которые продавцы установили в прошлом году на фоне успешных продаж и теперь не торопятся снижать. В ценообразовании играет роль и ситуация на рынке, где сегодня после ухода «большой семёрки» практически отсутствует конкуренция.
Сергей Сотников отмечает, что в отраслях экономики, обеспечивающих спрос на автомобильные грузоперевозки (например, в строительстве), наблюдается стагнация. Спрос на перевозки упал и, как считает эксперт, продолжит сокращаться до тех пор, пока не снизится ключевая ставка.
— Развитие экономики с процентной ставкой по кредитам 20—25% просто невозможно по объективным причинам. А бездумная выдача льготных лизингов, которая вызвала аномальный спрос на грузовики в прошлом, стала той самой миной, которая в итоге сыграла против экономики: очень много предприятий нахватали эти грузовики, не имея твёрдой экономической программы развития бизнеса, и, соответственно, рухнули сами и обрушили рынок перевозок, — уверен предприниматель.
Руководитель пресс-службы ПАО КАМАЗ Олег Афанасьев также считает, что говорить о спаде продаж некорректно. Продажи техники в 2023 и 2024 годах он называет аномальными и связывает их в том числе с перестройкой логистики, с освоением новых маршрутов.
— В 2023—2024 годах грузовики били исторические рекорды продаж. А 2025 год, и мы, кстати, об этом предупреждали, привёл всё в норму. Мы говорили, что, учитывая средние годовые показатели за последние 20 лет, рынок грузовиков полной массой свыше 14 тонн колеблется в диапазоне 50—90 тысяч в год, и ещё летом 2024 года, предупреждали, что в 2025 году будет очень серьёзное снижение продаж, — отмечает Олег Афанасьев.
Представители автогиганта, впрочем, ожидали меньшего сокращения рынка (в пределах 30%). Эксперт отмечает: падение продаж стало столь ощутимым, так как дилеры и дистрибьюторы иностранных грузовиков не прислушались к предупреждениям производителей. Опасаясь повышения утильсбора и рассчитывая на долгосрочный спрос, они завезли огромное количество машин, на многие из которых покупатели до сих пор не нашлись.
