Многие перевозчики не имеют права на налоговый вычет.
Вячеслав Трунаев, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков
— Отношение к системе «Платон» у нас не изменилось. Это оброк для перевозчиков. При этом, в нынешнем виде система малоэффективна. Большинство перевозчиков в нее просто не платят и не несут за это никакой ответственности. По нашим расчетам, если бы платили все, то «Платон» собирал бы ежегодно по 228 млрд руб. Расчет прост: в России за вычетом транспорта минобороны, МЧС и спецтехники (тех, кто не должны платить в систему «Платон») примерно 1 млн большегрузных автомобилей, средний пробег одной машины по федеральным трассам — 10 тыс. км в месяц, то есть, 120 тыс. км в год. При тарифе 1,9 руб. за км плата с одной машины в систему составит 228 тыс. руб. Соответственно, с 1 млн машин — 228 млрд руб. Для сравнения: по данным на 15 октября 2017 г. в систему поступило 35 млрд руб.
То, что сумма возврата платежей из транспортного налога очень маленькая, объясняется тем, какой механизм возврата предусмотрен правительством. Дело в том, что право на налоговый вычет имеет только владелец транспортного средства. А многие транспортные компании арендуют часть транспортных средств у физических лиц (как правило, у самих себя, поскольку физлица — это сами же владельцы этих компаний). Получается, что плату в систему «Платон» вносит компания, а права на налоговый вычет у нее нет. Но и физическое лицо-владелец транспортных средств, если оно не осуществляет перевозки самостоятельно, право на вычет не имеет. В итоге, многие перевозчики сейчас негодуют: «Почему нам никто заранее не разъяснил эти особенности получения налогового вычета?».
Что касается повышения штрафа за неоплату в систему «Платон», то на наш взгляд, главное — не размер штрафа, а неотвратимость наказания. Прежде всего государство должно добиться того, чтобы все перевозчики оказались в равных условиях по отношению к системе «Платон», чтобы невозможно было уклониться от оплаты.