С 1-го сентября 2025-го года оператор системы «Платон» обещает ввести новый механизм, который должен исключить необоснованное привлечение перевозчиков к административной ответственности якобы из-за отсутствия платы за проезд на фоне влияния средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). По крайней мере, как сообщает портал Logirus, об этом в ходе конференции «Транзит: Грузоперевозки 2025» заявил директор департамента обслуживания клиентов ООО «РТИТС» (оператор «Платона») Ильяс Хамидулин. По его словам, новый механизм будет действовать следующим образом: при обнаружении помех система донастроит маршрут и спишет плату за донастроенный участок, но штраф перевозчику при этом не выпишет.
Напомним: массовые жалобы перевозчиков на необоснованные штрафы в системе «Платон» наблюдаются еще с осени прошлого года. Проблема заключается в том, что из-за применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «рамки» не ловят сигнал с установленного в грузовике бортового устройства, из-за чего, даже при наличии средств на лицевом счете перевозчика, плата не списывается и проезд считается неоплаченным, что, в свою очередь, оборачивается штрафом.
А поскольку за один рейс машина может проехать через несколько таких «рамок», конечная сумма штрафов в итоге оказывается значительной.
При этом сами штрафы обжаловать можно, однако это довольно трудоемкий процесс: обжаловать можно только каждое постановление о привлечении к административной ответственности в отдельности. Кроме того, для доказательства наличия радиоэлектронных помех необходимо, чтобы влияние РЭБ на конкретную «рамку» было не разовым, а регулярным.
Ранее перевозчики просили даже временно приостановить функционирование системы «Платон», пока не будет налажен рабочий механизм по исключению наложения необоснованных штрафов. Иначе, подчеркивали представители рынка, это может обернуться массовым недовольством бизнеса.
В свою очередь, оператор «Платона» еще зимой обещал в скором времени представить такой механизм, который будет заключаться в том, что система при наличии радиоэлектронных помех будет автоматически донастраивать маршрут транспортного средства и затем списывать плату за проезд по донастроенному участку. Однако привлекать перевозчиков к административной ответственности в таком случае не будут.
Как можно понять из выступления Ильяса Хамидулина на конференции «Транзит: Грузоперевозки 2025», с 1-го сентября 2025-го года такой механизм наконец-то начнет действовать.
Вместе с тем ранее оператор «Платона» уже отключил от системы более 30 «рамок», а штрафы, выписанные с них, были аннулированы. Плюс, с 1-го апреля все стационарные «рамки» оснастили дополнительными датчиками, которые сверяют реальное местоположение контрольного пункта с координатами, заложенными в систему.
В то же время стоит подчеркнуть, что в ближайшей перспективе, несмотря на наличие проблем в системе, штрафы за неоплаченный проезд по «Платону» планируют увеличить сразу в 4 раза, до 20 тыс. рублей (по крайней мере, соответствующий законопроект уже прошел через первое чтение), а президент РФ Владимир Путин поручил рассмотреть возможность распространения «Платона» и на региональные дороги.