Сегодня 21 июня 2024

20.04.2023

С 14-го апреля 2023-го года в России существенно изменится система начисления штрафов в случае фиксации превышения допустимых весогабаритных параметров грузовиков. Соответствующий закон уже опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Размер штрафа станет фиксированным и одинаковым для всех постов, а привлекаться к ответственности будет только собственник транспортного средства.

То есть: вот эту вот «вилку» штрафов («от … до …»), которая сейчас применяется при фиксации нарушения на обычных стационарных постах, где взвешивание и замеры грузовика проводят сотрудники Ространснадзора, уберут.

Точно так же на обычных стационарных постах исключат возможность привлечения к ответственности водителя или должностного лица.

Таким образом, систему штрафов приведут в соответствие с той, которая действует на автоматических пунктах (где автомобиль взвешивается и измеряется автоматически — без присутствия инспекторов): сумма штрафов будет фиксированной и выписывать ее будут только на владельца грузовика.

А именно:

  • за превышение допустимых габаритов на величину от 10 см до 20 см или весовых норм на 10-20% штраф составит 250 тыс. рублей;
  • за превышение допустимых габаритов на 20-50 см или весовых норм на 20-50% — 350 тыс. рублей;
  • за превышение допустимых габаритов на 10-20 см или весовых норм на 10-20% от того, что указано в специальном разрешении, — 200 тыс. рублей;
  • за превышение допустимых габаритов на 20-50 см или весовых норм на 20-50% от того, что указано в специальном разрешении, — 300 тыс. рублей;
  • за превышение допустимых габаритов на величину более 50 см или весовых норм более чем на 50% — 400 тыс. рублей.

Исключением из этого нового правила останутся только штрафы за минимальное, до 10 см, превышение допустимых габаритов. Их по-прежнему можно будет взимать с нескольких участников грузоперевозки (водитель, должностное лицо, юридическое лицо или ИП) и в зависимости от этого суммы санкций будут варьироваться «от … до …».

Водитель — от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, должностное лицо — от 10 тыс. до 15 тыс. рублей, юридическое лицо или ИП — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Здесь система штрафов не изменится потому, что ее не к чему приравнивать: штрафы за минимальное превышение допустимых габаритов взимаются только на обычных стационарных постах — на автоматических комплексах нештрафуемый порог как раз таки состаляет 10 см.

По решению Конституционного суда

Систему начисления штрафов изменили по указанию Конституционного суда, который еще в начале 2019-го года признал статью КоАП, регулирующую ответственность за превышение весогабаритных параметров, не соответствующей требованиям закона.

В частности, в противоречие с требованиями закона вступала та норма, в соответствии с которой штрафы на автоматических постах взимались по максимуму, хотя, по правилам, для них фиксированная сумма должна проходить по нижней границе штрафов, предусмотренных на обычных постах.

То есть: если, например, при обычном взвешивании транспортного средства сотрудниками Ространснадзора штраф за превышение допустимых весовых параметров более чем на 50% для юридического лица варьируется от 400 тыс. до 500 тыс. рублей, то на автоматических постах он должен составлять 400 тыс. рублей (по нижней границе). Однако в ст. 12.21.1 КоАП пока прописано совершенно другое — 500 тыс. рублей (по верхней границе).

Правда, в 2019-м году Конституционный суд постановил взыскивать штрафы на автоматических постах по нижней границе, а сейчас это решение уже оформили законодательно.

Кроме того, до недавнего времени существовала (и до 14-го апреля еще сохраняется) большая разница в наказании в зависимости от того, на каком посту зафиксировано нарушение.

Так, например, собственник автомобиля, который является просто физическим лицом, при превышении допустимых весовых параметров более чем на 50%, обнаруженном на обычном стационарном посту, получает штраф как водитель в размере 7-10 тыс. рублей, а за то же самое нарушение на автоматическом посту — 500 тыс. рублей, как минимум в 50 раз больше.

Сейчас эту разницу уравняли. В большую сторону, естественно.

При этом, стоит отметить, для водителей одновременно со штрафом (он теперь, напомним, будет взиматься только с собственника автомобиля) убрали еще риск лишения прав за большое нарушение. Иными словами, с 14-го апреля такая санкция, как временное лишение права управления транспортным средством, из статьи 12.21.1 КоАП исключается.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики