Счетная палата оценила применение новых технологий и материалов для строительства и ремонта дорог, сообщает ТАСС. В ведомстве, в частности, пришли к выводу, что более 60% технологий, которые в Росавтодоре и «Автодоре» называют новыми, на самом деле новыми не являются, а более 97% «новейших» технологий, которые включены в соответствующий реестр, не прошли экспертные согласования.
«С 2018-го года на дорогах федерального значения было применено 264 технологии и материала, которые «подведы» Росавтодора и госкомпания «Автодор» считают новыми. Однако по факту таковыми нельзя назвать 168 технологий и материалов (63,6%), опробованных на российских дорогах», — говорится в заключении аудиторов.
При этом в 2020-м году специально для внедрения новых технологий в дорожное строительство в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» запустили реестр новых и наилучших технологий и материалов. Однако в Счетной палате отмечают, что структура и наполнение этого реестра не соответствуют порядку его формирования и ведения.
Как указывает аудитор ведомства Валерий Богомолов, в реестре не представлены технологии устройства дорожной одежды из асфальтобетонов и технологии по использованию отходов промышленного производства, а также цементно-бетонные технологии. Кроме того, более 97% технологий и материалов, включенных в реестр, не прошли необходимые экспертные согласования.
В Счетной палате полагают, что такая ситуация сложилась потому, что нет единого центра, отвечающего за применение инноваций в дорожном строительстве.
«Инспекторы Счетной палаты опросили руководителей и сотрудников организаций дорожного хозяйства и выяснили, что для разных организаций отвечающим за инновации может быть и Минтранс России, и Росавтодор, и госкомпания «Российские автомобильные дороги», и ФАУ «РосдорНИИ»», — говорится в сообщении аудиторов.
В такой ситуации Счетная палата предложила Правительству РФ назначить Министерство транспорта тем федеральным органом исполнительной власти, который будет координировать продвижение инноваций в сфере дорожного хозяйства, а самому Министерству транспорта порекомендовало установить критерии отнесения технологий и материалов к новым.
В свою очередь, в Министерстве транспорта, Росавтодоре и «Автодоре» выводы Счетной палаты поддержали.
«Мы уже в ходе экспертно-аналитического мероприятия приступили к исполнению некоторых моментов, которые были экспертами отмечены. В частности, организовали широкое рассмотрение новой программы НИОКРа по ФДА на 2021-2023 год с дорожным сообществом в рамках научно-технического совета Федерального дорожного агентства. И теперь утверждение такого плана будет только через широкое обсуждение со всеми заинтересованными сторонами», — прокомментировал заключение Счетной палаты руководитель «Росавтодора» Роман Новиков.
Добавим также, что сейчас в нормативных правовых актах указаны два механизма для законного включения инноваций в проект дорожного объекта: получение технического свидетельства в Министерстве строительства и ЖКХ или разработка производителем стандарта организации (СТО). Фактически применяется второй вариант, однако при этом СТО не всегда учитываются госэкпертизой.