08.11.2019

Важность придорожного сервиса в жизни водителя по достоинству можно оценить во время долгой поездки на автомобиле даже в качестве пассажира. Все плюсы и минусы в данном вопросе сразу становятся видны невооруженным взглядом: тут и отсутствие или наличие мест, где можно заправить не только себя, но и железного коня, а также площадок для отдыха. Специалисты в данном вопросе в ходе круглого стола с говорящим названием «Развитие транспортной инфраструктуры придорожного сервиса в Российской Федерации вдоль автомобильных дорог федерального значения», который прошел в рамках выставки «Дорога 2019» в Екатеринбурге, обсудили пути развития сервиса вдоль трасс на территории страны.
МФЗ и площадки отдыха водителей

По словам начальника Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Евгения Варова, на мероприятии присутствовали представители сетевых компаний, общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и другие заинтересованные стороны. В рамках круглого стола было отмечено, что генеральная схема размещения объектов дорожного сервиса включает более 14 тыс. точек, еще 32, в том числе девять многофункциональных зон, заработают на федеральных трассах до конца текущего года. Также одной из целей остается задача ликвидировать территориальные и структурные диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры. Для решения этой и других задач в интересах автомобилистов разработана программа «Комфортные дороги», она предполагает совершенствование дорожного сервиса.

Работа в этом направлении должна быть обоюдной, и при нехватке объектов придорожного сервиса необходимо их создавать, при этом не забывая и об интересах бизнеса: на территориях, где строительство экономически невыгодно, предлагается привлекать предпринимателей с помощью предоставления площадки с готовой инфраструктурой.

Схема размещения ОДС должна стать основополагающим документом, позволяющим не только достичь необходимого баланса, но и защитить интересы бизнеса. Такая схема может быть включена в работу по транспортному планированию, которую ведут регионы в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Предложения по внесению изменений в законодательство уже вынесены и направлены в Правительство РФ в первой редакции. Сейчас профильные структуры совместно готовят дополнения к рассмотрению во втором чтении.

Директор Департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения Госкомпании «Автодор» Андрей Казанцев напомнил, что в доверительном управлении ГК находятся трассы М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-3 «Украина». Кроме того, «Автодор» является ответственным исполнителем строительства скоростной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. От общей сети подведомственных дорог 73 % относятся к первой категории, а 1425 км трасс эксплуатируются в платном режиме. «Основные цели — развитие дорог, а также повышение качества обслуживания», — отметил Казанцев.

На данный момент на дорогах Госкомпании находятся 1149 объектов дорожного сервиса, и все они разные. Также обустроено 890 площадок отдыха. Что качается многофункциональных зон (МФЗ), то сейчас реализованы 54 такие площадки, еще шесть появятся до конца года. Таким образом, общее число МЗФ до конца 2019 года достигнет 60.

Добавим, ранее сообщалось, что до 2024 года на трассах, находящихся в ведении ГК «Автодор», планируют обустроить 68 МФЗ. До 2030 года в «Автодоре» планируют разместить на своих магистралях 75 заправок с газомоторным топливом.

Еще одна задача — анализ расположения объектов сервиса. «На выходе мы должны получить обновленную схему, и на основе этой генеральной схемы станет очевидно, где у нас есть «серые зоны». Есть участки, где даже в избытке объекты сервиса, а есть — не закрытые, не перекрытые потребности пользователей», — рассказал директор Департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения ГК «Автодор».

В данном направлении важно определять инвестиционную привлекательность с точки зрения технической оснащенности: есть ли на этих площадках возможность подключения электроснабжения и проч. В рамках круглого стола было отмечено, что встречаются такие участки, где есть «кусок асфальта», но поблизости отсутствует электричество, что в свою очередь «тормозит» развитие придорожного сервиса.
Оценка придорожного сервиса

С просьбой дать оценку уровню придорожного сервиса вдоль трасс портал «ДорИнфо» обратился к представителям отрасли грузоперевозок. «За последние несколько лет уровень придорожного сервиса существенно возрос. Вместе с обновлением дорожного полотна увеличивается и количество многофункциональных зон придорожного сервиса: большинство новых заправочных комплексов позволяют не только заправить автомобиль, но и воспользоваться услугами пунктов общественного питания, автомобильного сервиса, магазина и прочее. Это даёт возможность за короткое время осуществить несколько необходимых водителю операций. Подобным образом ситуация обстоит и с охраняемыми стоянками. Но такие объекты встречаются нечасто, и качество предоставляемых услуг остаётся под вопросом», — прокомментировал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.

Еще один специалист также отмечает увеличение числа объектов придорожного сервиса на федеральных автодорогах. «По моему мнению, количество точек по предоставлению придорожного сервиса на трассах федерального значения существенно увеличилось за последние годы, собственно, как и качество их работы. Есть определенная тенденция по монополизации этих сервисов, что особенно заметно по АЗС, а также по станциям технического обслуживания и точкам питания. Приход крупных сетей и уход с рынка частных АЗС — большое благо, так как они гарантируют безопасность водителям, высокое качество топлива и т.д. А что касается других сервисов, то монополизация в данном случае вряд ли возможна, потому что на рынке, скорее всего, нет игроков, которые хотели бы диверсифицировать бизнес в эту сторону. Полагаю, она может даже навредить, потому что исторически на этом рынке существовали только сильные частные компании, предоставляющие такие услуги, и именно они понимают реальные потребности. Вопрос только в повышении уровня этого сервиса», — рассказал операционный директор транспортно-логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.

Кроме того, специалист обозначил необходимость создания специальных сервисов в связи с внедрением автоматической системы весогабаритного контроля на трассах (АСВГК). «У наших партнеров нет понимания, как будет осуществлен процесс по устранению перегрузов. Любой пост, который снабжен системой контроля нагрузки на оси, должен иметь инфраструктуру, с помощью которой можно ликвидировать перевес. На данный момент таких точек нет даже на трассах федерального значения», — поделился Максим Алексеев.

В целом же, по словам эксперта, качественный придорожный сервис положительно влияет на развитие отрасли перевозок. «Качество, уровень сервиса, возможность получить оперативный ремонт ТС или переночевать на стоянке с полным комплексом услуг (душ, wi-fi, обмен валют, удобный номер) благотворно влияют на развитие отрасли в целом и сегмент грузоперевозок в частности», — считает операционный директор транспортно-логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.
Медицинский контроль — новые опции на зонах сервиса

В общем представлении МФЗ — площадка, где можно заправиться, перекусить, отдохнуть, зарядить телефон, проверить и починить транспортное средство. Но внедряются и другие опции в рамках развития таких объектов. Об опыте и перспективах размещения специальных служб на территории МФЗ, а также об организации предрейсового и пострейсового медицинского осмотра в рамках мероприятия на выставке «Дорога 2019» рассказала Юлия Манн, генеральный директор ООО «Линия Медконтроля». Она отметила, что выбраны пилотные регионы: ими стали Москва, Новосибирск, Казань, Белгород и Калуга. Здесь будут размещаться такие пункты автоматизированного контроля для водителей. На сегодняшний день система автоматизированного предрейсового осмотра работает на заправочных комплексах Москвы и Белгородской области. По словам Юлии Манн, в пилотных регионах аварийность снизилась на 22 %.

«Планируется установка данных комплексов на стоянках, где водитель приезжает, он отдыхает и после того, как он отдохнул ему будет дан путевой лист с отметкой. Если мы говорим о придорожных зонах, то это больше грузоперевозки. С грузоперевозками все гораздо проще, они приезжают на стоянку, отдыхают, проходят осмотр и дальше приступают к выполнению своих обязательств», — пояснила Манн.

Доринфо

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики