Сегодня 24 декабря 2024

25.12.2019

В Правила дорожного движения (ПДД) внесли новый раздел — «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Глава Правительства Дмитрий Медведев документ подписал. В скором времени его опубликуют на Официальном интернет-портале правовой информации, после чего он вступит в силу.

Главное, что означает появление нового раздела в ПДД, — это то, что теперь водителей грузовых автомобилей, перевозящих грузы для собственных нужд, тоже смогут штрафовать за несоблюдение режима труда и отдыха.

Ранее для них уже прописали обязанность управлять автомобилем и отдыхать по графику, однако до внесения изменений в ПДД это требование фактически не действовало: оштрафовать за несоблюдение норм не могли, поскольку этих норм для таких водителей не существовало.

Внесение в ПДД раздела «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха» — это продолжение той масштабной «истории», которую запустили с 1-го ноября 2019-го года.

С этого времени физические лица, эксплуатирующие грузовики массой от 3,5 тонн, тоже должны устанавливать тахограф и следовать режиму труда и отдыха. Прежде первая обязанность распространялась только на транспорт юридических лиц и ИП, вторая — на водителей, работающих по найму.

Правда, запустили эту реформу (несмотря на то, что на ее подготовку давался целый год) как-то по-дурацки. Только в начале декабря (через месяц после того, как требование вступило в силу!) стало известно, что с 1-го ноября «физическим» собственникам на самом деле необязательно было иметь тахограф — им дали отсрочку на его установку.

И только теперь, спустя почти два месяца, соизволили согласовать поправки в ПДД, хотя уже с 1-го ноября водителей, перевозящих грузы для собственных нужд, могли, по сути, штрафовать за несоблюдение несуществующих для них норм труда и отдыха.

Нормы управления автомобилем
Итак, повторимся, отныне водитель, управляющий грузовиком массой от 3,5 тонн и не работающий при этом на ИП или юридическое лицо, не может пребывать за рулем столько, сколько ему заблагорассудится. Теперь он, как и работник по найму, должен вести автомобиль и отдыхать от вождения строго по графику.

На вождение без остановки дается 4,5 часа, после чего нужно обязательно устроить перерыв. Перерыв можно взять полностью — 45 минут, а можно разделить на две части — 30 минут и 15 минут.

В день (то есть в течение 24 часов) находиться за рулем можно максимум 9 часов, дважды в неделю (но не чаще того!) это время разрешается увеличивать до 10 часов.

Допустимо, кстати, на 1 час превысить время беспрерывного движения и на 2 часа — суточного вождения. Но! Только для того, чтобы у водителя была возможность доехать до ближайшей стоянки.

Отдыхать в течение суток необходимо не менее 11 часов, трижды в неделю ежедневный отдых можно сократить до 9 часов.

При этом максимальное время вождения в течение недели не должно превышать 56 часов, в течение двух недель — 90 часов.

Вместе с тем для тех водителей, «работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям», продолжает действовать режим труда и отдыха, регламентированный Приказом Министерства транспорта №15 от 20.08.2004 г.

На сайте Правительства отмечается, что принятые изменения в ПДД гармонизированы с этим приказом, а также с положениями ЕСТР (касаются международных перевозок). В целом, так оно и есть. Единственное: по Приказу Министерства транспорта на безостановочное вождение дается 4 часа, а не 4,5 часа, как в обновленных ПДД.

Штрафы
За несоблюдение режима труда и отдыха водителя, естественно, ждут санкции. Они одинаковые что для водителей, работающих по найму, что для водителей, перевозящих грузы для себя, — 1,5-2 тыс. рублей.

Новые размеры штрафов тоже начали действовать с 1-го ноября этого года. Их, кстати, установили также для юридических лиц и ИП (20-50 тыс. и 15-25 тыс. рублей соответственно), хотя раньше их за несоблюдение водителем режима труда и отдыха к ответственности вообще не привлекали.

Если нет тахографа, как штрафовать?
Тот факт, что «физические» собственники грузовиков на данный момент, по сути, еще не обязаны иметь тахографы (действует отсрочка), не означает, что их не могут штрафовать за несоблюдение режима труда и отдыха. Как только ПДД, включающие новый раздел, вступят в силу, санкции начнут действовать.

Конечно, при отсутствии тахографа инспектору ГИБДД будет тяжело проверить, насколько долго на самом деле водитель был за рулем и достаточно ли он отдыхал.

Однако во избежание разногласий с надзорными органами и для подтверждения своих намерений лучше перед каждой поездкой составлять график своего движения с разбивкой времени в пути на перерывы и указанием предположительных мест стоянки.

Напомним: отсрочка на установку тахографа для «физических» собственников грузовиков дается в зависимости от категории автомобиля и его экологического класса. На грузовые автомобили массой от 12 тонн она истекает уже в следующем году. То есть: в 2020-м году в них уже должны стоять тахографы:

с 1-го марта — в автомобилях с неопределенным экологическим классом;
с 1-го июня — в грузовиках экологического класса Евро-3 и ниже;
с 1-го сентября — с экологическим классом Евро-4 и выше.
С 1-го декабря 2020-го года тахографом также должны быть оснащены грузовики с неопределенным экологическим классом массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).

В 2021-м году отсрочка перестает действовать и для других видов автомобилей категории N2:

с 1-го марта 2021-го года — для грузовиков экологического класса Евро-3 и ниже;
с 1-го июня 2021-го года — экологического класса Евро-4 и выше.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики