26.07.2019

Штраф за превышение весогабаритных параметров грузового транспортного средства, зафиксированное автоматическими средствами контроля, снизят. Его установят в размере той суммы, которая сейчас взимается с юридического лица в том случае, если нарушение выявлено инспектором, причем по минимальной границе «штрафного» коридора. Вместе с тем такой размер штрафа станет одинаковым для всех вне зависимости от формы собственности транспортного средства.

По крайней мере, именно это следует из сообщения Правительства РФ, которое сегодня, 25-го июля, одобрило во время заседания внесение соответствующих поправок в ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

«Предлагается установить, что административная ответственность будет наступать в едином размере вне зависимости от формы собственности на транспортное средство и способа фиксации соответствующего административного правонарушения. Предусмотренный законопроектом размер административного штрафа соответствует минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц. … Привлекаться к административной ответственности будет только собственник транспортного средства», — говорится в пояснениях Правительственной комиссии.

Выходит следующее. Сейчас, например, при превышении массы транспортного средства более чем на 50% от нормы, если это зафиксировано инспектором, для водителя штраф варьируется от 7 тыс. до 10 тыс. рублей, для должностного лица — от 45 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридического лица и ИП — от 400 тыс. до 500 тыс. рублей. Если же аналогичное нарушение выявлено в автоматическом режиме, то штраф не варьируется и составляет максимальные 500 тыс. рублей. Приходит он только владельцу автомобиля.

С принятием одобренного Правительством законопроекта при таком превышении, как следует полагать, штраф в любом случае — неважно: выписан он после обычного или автоматического контроля, — будет равным 400 тыс. рублей, а накажут им собственника транспортного средства. Видимо, и физическое лицо, даже если водитель перевозил грузы для собственных нужд.

Итак, получается, что при превышении дозволенных норм на 2-10% штраф для всех составит 100 тыс. рублей, на 10-20% — 250 тыс. рублей, на 20-50% — 350 тыс. рублей, на более чем 50% — 400 тыс. рублей.

Отметим: такие поправки в КоАП принимаются по Постановлению Конституционного Суда РФ. В январе этого года Конституционный Суд признал ст. 12.21.1 КоАП противоречащей Конституции.

Первое противоречие заключается в том, что по действующей статье штрафы за одно и то же нарушение одинаковой тяжести могут существенно отличаться (в приведенном примере — на 100 тыс. рублей) только потому, что одно выявлено в автоматическом режиме, а второе — инспектором.

При этом Суд отмечает, что такая практика на самом деле законна, однако в соответствии с законом (ч. 3.1 ст. 4.1. КоАП) в случае автоматической фиксации наказание в установленных границах должно быть не максимальным, а минимальным.

Устранение этого противоречия одобренным законопроектом, в принципе, очевидно: штраф при автоматическом контроле снижается до минимально возможной суммы наказания, установленного для юридических лиц.

Второе противоречие Суд увидел в том, что гражданин, попавшийся с перевесом на автоматическом пункте, никак не может доказать, что перевозил груз для собственных нужд, и получает тот же штраф, что и ИП или юридическое лицо. Хотя если бы он «попался» инспектору, то между ним и ИП было бы сделано различие и его наказали бы минимальными санкциями — как водителя транспортного средства.

Для сравнения: 500 тыс. рублей при максимальном превышении при автоматическом контроле и 7-10 тыс. рублей — при обычном.

Это противоречие законопроект, следует признать, исключает странным образом. Просто вообще убирает даже намек на зависимость от того, для чьих нужд перевозятся грузы, устанавливая единый для всех размер штрафа.

И хотя с точки зрения достатка юридического лица и простого гражданина это как-то не очень, с точки зрения дорог, следует заметить, наоборот, справедливо. Им нет разницы: везут бревна на продажу или для строительства бани на собственном дачном участке, — они одинаково от этого воздействия разрушаются.

Добавим также, что на данный момент, начиная с января этого года, когда было принято Постановление Конституционного Суда, штрафы при автоматической фиксации нарушения уже должны взиматься в минимальном размере по «вилке», установленной для юридических лиц.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики