Система сбора средств за проезд большегрузов «Платон» работает некорректно, утверждают сибирские дальнобойщики. Они заявили, что не понимают, почему должны платить коммерческой структуре и как 50 млрд рублей в год помогут отремонтировать трассы.
24 ноября на круглом столе в Новосибирске участники Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков уточнили суть своих претензий к системе «Платон».
«Прежде всего, огромное количество людей не устраивает тот факт, что правительство делегировало государственные функции коммерческой организации под названием „РТ-Инвест Транспортные Системы“, которая и собирается взимать с нас деньги. Абсолютно не понятно, почему мы, пользователи дорог общего пользования, должны платить обычной коммерческой структуре, а не напрямую государству», — заявил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
Трунаев отметил, что дальнобойщики ранее предлагали «эффективные и удобные варианты» пополнения дорожного фонда. Такие, например, как включение этих сумм в акцизы на топливо.
«В каждом литре бензина, чтобы вам известно было, уже находится 7 рублей в виде акцизов. Причем, эти поступления были бы напрямую государству. Задача государства заключалась бы в том, чтобы забрать их оттуда и перераспределить. По мнению правительства, это неудобно и эти деньги легко растворяются в топливных компаниях. Ну опять же, это не наша проблема», — пояснил выступающий.
Трунаев также заметил, что было бы логично взимать плату за дороги, которые соответствуют «категории и качеству». 50% дорог находятся в ненадлежащем состоянии, подчеркнул перевозчик: «Существует целый ряд участков, когда впору нам спросить государство: „А не заплатите вы нам за тот ущерб, который наносится нашим транспортным средствам?“. Мы говорим, что порой приходят машины, как после боя».
До сих пор, по словам спикера, без внимания остались предложения дальнобойщиков о введении постоплаты. Это требование продиктовано спецификой перевозок автомобильным транспортом — клиенты рассчитываются за рейс только после его осуществления. Открытым остался и вопрос о размерах штрафов.
Для сбора средств за проезд 15 ноября была запущена система «Платон». Она, как утверждают Вячеслав Трунаев и его коллеги, работает некорректно.
По словам председателя правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Алексея Лядусова, сотрудники его транспортной компании не могли попасть на сайт вплоть до 17 ноября. До обеда 17-го сибирский регион пользовался «Платоном», а затем сайт начал выдавать «ошибку».
Среди проблем системы Лядусов также назвал некорректное списание средств. «У нас возник вопрос по списанию денежных средств. Там есть вкладка, где перевозчик видит, за что с него списываются деньги. Так вот, грубо говоря, начислено 1000 рублей, списано 3000 рублей. Был адресован вопрос „РТ-Инвест“, после этого детализация напрочь пропала. Но мы ее сохранили, и я перепроверил данные с данным системы мониторинга, которые установлены на автомобилях. Получилось, что деньги списывались за то время, когда машина никуда не ехала, она стояла», — сообщил Лядусов.
У Дмитрия Минора из компании «Сибирский экспедитор» возникли проблемы с поступлением средств на счет.
«Приехал в офис „Платона“, чтобы через терминал внести оплату. Чтобы оплатить участок дороги в 190 км, у меня ушло минут 25. Причем я четко не понимаю, правильно ли я указал точки, по которым будет двигаться автомобиль, потому что табло, которое показывает движение, очень долго грузится. После того, как я внес оплату, на вчерашний вечер, деньги, которые были внесены в воскресенье, в „Платон“ так и не поступили, на моем лицевом счете их не было», — рассказал Минор.
По информации транспортников, в категорию автомобилей массой 12 тонн и выше попадают 2 млн машин, а с рынка могут уйти порядка 450 тыс. транспортных средств.
«По нашим данным, от одной фуры за год поступлений в различные бюджеты примерно 1 млн рублей, если 450 тыс. исчезнут, умножаем на миллион, 450 млрд рублей исчезнет», — утверждает Трунаев, напоминая, что доход от сборов составит порядка 50 млрд рублей.
«Та горка, которую построили в районе Южной площади, обошлась в 2 с лишним миллиарда. Теперь представьте, что такое 50 млрд на расстояние от западных до восточных границ РФ. Это ничто! — заметил Трунаев. — При этом министр заявил, что к 2018 году дороги будут в идеальном состоянии. Кто-то лукавит? Если говорить языком цифр, то осталось два года, 50 да 50, 100 млрд. Мы не строители, не экономисты, но пару-тройку цифр складывать умеем. Я очень сильно сомневаюсь, что за это время дороги на эту сумму будут построены».
Система взимания платы за проезд по федеральным дорогам автомобилей весом свыше 12 тонн введена в России с 15 ноября. По данным Федерального дорожного агентства, именно такой транспорт наносит до 56% вреда трассам. Власти уже пошли на уступки бизнесу, в частности сумма платежа снижена с 3,73 до 1,53 рублей за 1 км — такой тариф будет действовать до марта, затем повысится до 3,06 рублей.
Оператором системы «Платон» стало ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», оно, по данным «Коммерсанта», принадлежит Игорю Ротенбергу и ООО «РТ-Инвест», совладельцами которого являются ООО «Царицын Капитал» Андрея Шипелова и «Ростех».
Введение платы за проезд вызвало протесты по всей стране. Так, новосибирские перевозчики провели акцию на выезде из города, 11 ноября в ней приняли участие более 300 грузовиков. Машины выстроили вдоль трассы, прикрепив к ним плакаты с требованиями.
6 декабря Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков планирует провести еще одну акцию протеста совместно с КПРФ в Барнауле. Заявленное количество участников — 500 человек.
Яна Долганина
«Тайга.инфо», 24 ноября 2015 года