Сегодня 25 апреля 2024

16.08.2016

Сегодня, 16 августа 2016 г., в Новосибирске прошел круглый стол на тему «Рынок грузовых автомобилей — худшее позади?». Мероприятие было организовано Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков (СААП) и Новосибирским государственным университетом экономики и управления (НГУЭУ).

Экономический кризис и девальвация рубля привели к тому, что у транспортных организаций резко сократились возможности для обновления техники. Президент СААП Вячеслав Трунаев рассказал об этом на примере компаний, входящих в ассоциацию:

— Мы провели анализ обновления автопарка. Вот основные результаты. Из тридцати опрошенных компаний в 2014 г. двенадцать купили новые грузовики. В 2015 г. покупку новой техники смогли себе позволить уже только семь компаний, а в 2016 г. – всего две. При этом количество приобретаемых единиц новой техники (грузовиков и прицепов) сократилось за три года в тридцать раз! В 2014 г. наши компании купили 186 единиц техники (100 грузовиков и 86 прицепов), а с начала 2016 г. — только 6 грузовиков.

Как же в этих условиях изменился спрос перевозчиков на подержанную технику? Мы видим, что поначалу он резко вырос. Если в 2014 г. подержанные грузовики покупали только четыре компании, то в 2015 г. уже двенадцать компаний. То есть, столкнувшись с тем, что новая техника сильно подорожала, перевозчики пытались продолжать обновлять парк за счет подержанных машин. Увеличилось и количество приобретаемой б/у техники. В 2014 г. опрошенные компании купили 9 подержанных грузовиков и 5 прицепов, в 2015 г – 67 грузовиков и 74 прицепа.

Однако первые результаты семи месяцев 2016 г. показывают, что даже подержанная техника для большинства компаний недоступна. Из 30 опрошенных ее смогли купить только пять компаний, общее количество приобретенных единиц техники — 18 грузовиков и 16 прицепов. То есть, тренд – на затухание спроса.

Перевозчики всегда старались работать на новой технике. И надо сказать, что в нашей ассоциации у большинства компаний до сих пор доля новой техники достаточно высокая. Например, у половины опрошенных компаний доля техники не старше пяти лет – в диапазоне от 40% до 90%. Лишь у одной компании вообще весь автопарк не старше пяти лет. Но дело в том, что это достаточно молодое предприятие и у него всего четыре машины. Основной костяк — две трети компаний — используют технику в возрасте от 5 до 15 лет.

Результаты опроса показывают, что грузоперевозчики лишились возможностей для обновления техники. Отрасль находится в тяжелейшем положении. И не только из-за кризиса. Государство увеличивает финансовую нагрузку на транспортные компании: за каждый километр, пройденный большегрузными автомобилями по федеральным трассам нам теперь приходится платить в систему «Платон», по решению министерства транспорта России все перевозчики были обязаны до первого июля 2016 г. заменить тахографы на цифровые (а это существенные разовые затраты — замена тахографов на 50 грузовиках обходится в 2,5 млн руб.)!

Многие компании сейчас находятся в ситуации, когда им приходится выбирать — купить тахограф или заменить колесо. Лишних денег в транспортной отрасли нет. По сути, наши предприятия уже третий год держатся на внутренних резервах. Но эти возможности не безграничны. Понятно, что в первую очередь эта ситуация сказывается на возрасте автопарка.

Старение автопарка имеет несколько негативных последствий. Первое — повышается риск аварийности, а значит и безопасности движения. Еще несколько лет продолжения такого тренда и по нашим дорогам будут колесить преимущественно старые, требующие постоянного ремонта автомобили. Второе — повышаются экологические риски, поскольку старые грузовики сильнее загрязняют атмосферу своими выхлопами.

Негативными будут последствия и для отрасли. Прежде всего снизится конкурентоспособность региональных транспортных компаний по сравнению с крупными федеральными перевозчиками. У федеральных игроков больше возможностей для обновления парка. А клиент при выборе транспортной компании ориентируется не только на цены, но и на наличие у нее новой техники. Если машины новые, значит, они будут работать без потери времени на ремонт, без срыва графика доставки груза.

Предвижу вопрос о том, почему перевозчики не покупают отечественную технику, она же дешевле. Мы двумя руками за то, чтобы пересесть на отечественную технику, но она должна быть конкурентоспособной по цене и качеству. А что мы видим сегодня? Обновленный Камаз стоит почти 4 млн руб., а его качество не поддается никакой критике.
Президент СААП отметил, что 90% транспортных компаний – это малые предприятия и в этом качестве они рассчитывают на поддержку, на то, что государство будет стимулировать транспортные компании к обновлению грузового парка.

В круглом столе также приняли участие председатель Правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Алексей Лядусов, директор компании «Сиб-Трак» Юрий Брусенко, коммерческий директор компании «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор, старший инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Алексей Иволга, директор филиала Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» в СФО Андрей Пак, председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов, генеральный директор группы компаний Nova-Truck (Москва) Александр Проскурин, директор обособленного подразделения группы компаний Nova-Truck в Новосибирске Анна Демонова, руководитель отдела продаж услуг сервиса и запасных частей компании «СибТракСкан» Виталий Кислица, заведующий кафедрой корпоративного управления и финансов НГУЭУ Михаил Алексеев, заместитель председателя комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска Юрий Воробьев. В роли модератора круглого стола выступил управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. Подробный отчет о круглом столе будет опубликован завтра.

Фото: пресс-служба НГУЭУ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики