Сегодня, 23 августа 2017 года, в Новосибирске прошло «Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора». В мероприятии приняли участие руководители десяти компаний-членов СААП. Перевозчики поставили перед чиновниками вопросы по наиболее злободневным проблемам в работе автотранспортной отрасли.
С первого августа 2017 года создано Западно-Сибирское межрегиональное управления государственного автодорожного надзора. Оно объединяет соответствующие подразделения автодорожного надзора в Омской и Новосибирской области. Врио начальника Западно-Сибирского МУГАДН Василий Иванько проинформировал участников мероприятия (а среди них были руководители транспортных организаций и представители различных госструктур) о результатах деятельности управления.
Оказалось, что в первом полугодии 2017 года проведены 350 проверок субъектов предпринимательской деятельности в транспортно-дорожном комплексе. Основные выявленные нарушения связаны с предрейсовым контролем и обслуживанием транспортных средств, с проведением предрейсового медицинского осмотра водителей.
На мероприятии выступил президент СААП Вячеслав Трунаев. Он рассказал о нескольких наиболее болезненных для грузоперевозчиков проблемах.
— Мы обеспокоены предстоящим переходом к взиманию штрафов на основании одних лишь данных динамических весов. Пройдя по маршруту протяженностью несколько тысяч километров, на котором размещены с десяток автоматических пунктов весового контроля, перевозчик в итоге может привезти себе штраф в несколько миллионов. Просто потому, что никто его своевременно не проинформирует о перегрузе. Поэтому СААП предлагает предусмотреть оперативное информирование водителя транспортного средства о выявленном динамическими весами перегрузе. В этом случае водитель сможет устранить нарушение прежде, чем продолжит движение. Система весового контроля должна, прежде всего, использоваться для профилактики правонарушений, то есть, для предупреждения разрушения дорог, а не быть инструментом для сбора штрафов и разорения перевозчиков.
Перевозчику должна быть предоставлена возможность объективного повторного взвешивания транспортного средства на статических автоматических весах. То есть, водитель, получив информацию о том, что транспортное средство перегружено, заезжает на статические весы, где производится взвешивание без присутствия оператора. Далее принимаются меры по устранению нарушения. А самое главное прекращается разрушение дороги!
СААП предлагает ввести единый сертификат взвешивания, который должен иметь юридическую силу при проведении административного расследования о правонарушении.. Транспортное средство может пройти по маршруту через несколько постов весового контроля и по результатам взвешивания не будут выявлены нарушения. Затем неожиданно на очередном пункте весового контроля обычное транспортное средство вдруг попадает в разряд нарушителей по осевой нагрузке, то есть, становится тяжеловесным.
Хотелось бы также обратить внимание на один момент, связанный с организацией текущей работы по весовому контролю на границе с Казахстаном. Поток грузов из Казахстана и других государств Средней Азии большой: в основном везут к нам овощи и фрукты. Сейчас с южного направления грузовики заезжают в Новосибирскую область через Карасук. В Карасуке пост весового контроля есть, но почему-то динамические весы установлены не перед ним, а после него. Получается, что надзорные действия ужесточаются лишь в отношении отечественных перевозчиков, а транспортные средства иностранных компаний могут заходить на наши дороги с южного направления с большим перегрузом.
Еще одна проблема, о которой мы говорим довольно давно, но, к сожалению, ситуация пока не меняется — это затягивание процедуры изготовления личных карточек водителей, осуществляющих международные перевозки. Заказать такие карточки можно лишь в Москве. От момента заказа до получения карточек проходит две недели. Причем, заказать карточки имеет право только предприятие. Получается, компания нанимает водителя, а потом ждет, пока оформят карточку, без которой он не может приступить к работе. Предлагаем передать функцию изготовления таких карточек в крупные региональные центры, такие как Новосибирск.
Недавно Минтранс РФ сделал обязательным обучение водителей для допуска к международным перевозкам в специализированных учебных центрах. На наш взгляд, требование избыточное и необоснованное. На каждом предприятии, имеющем допуск к международным автоперевозкам, есть специалист МАП, который может и должен проводить обучение. Отправка же сотрудников на дорогостоящие (10,6 тыс. руб. на человека в неделю плюс расходы на командировочные) курсы в Омск требует от транспортных компаний больших расходов. При этом предприятие должно сформировать группу обучающихся. А кто же в это время будет работать?
Пользуясь случаем, хочу также обратиться к Законодательному собранию Новосибирской области с предложением выступить с законодательной инициативой об отмене транспортного налога. Несколько лет назад власти, оправдывая увеличение акциза на топливо, объясняли, что после того, как акциз повысят, транспортный налог будет отменен. В итоге, и акциз повышен, и транспортный налог по-прежнему взимают, плюс добавился «Платон». Мы считаем, пора отменять транспортный налог.
Председатель правления СААП Алексей Лядусов поднял вопрос о необходимости возобновления работы стационарных постов ГИБДД. На бесконтрольных трассах участились случаи пьянства среди водителей грузовиков. Государство делает ставку на развитие системы автоматические системы фиксации нарушений на дороге, но такая система пьяного не выявит.
Алексей Лядусов также рассказал собравшимся о том, что бизнес сталкивается с неожиданными требованиями со стороны чиновников: «Много говорится о снижении количества проверок. В тоже время появляются «экзотические» требования — например, от предприятий потребовали обучить сотрудников правилам гражданской обороны. Тут же появились посредники, предлагающие получить соответствующие «корочки» без обучения».
На совещании выступили и другие перевозчики. Например, руководитель ИП «Илющенко» Виктор Илющенко говорил о проблемах с получением полисов ОСАГО, о необходимости повышения ответственности водителей за допущенные нарушения. Чиновники, а на совещании присутствовали министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых, пообещали рассмотреть поднятые перевозчиками вопросы.