Во вторник, 27 февраля 2024 года, в Новосибирске прошла конференция «Состояние рынка автомобильных перевозок Сибири». Мероприятие было организовано Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков.
«Все знают, что происходит разворот логистики на Восток. Нашей отрасли он принес увеличение спроса на перевозки. По данным Росстата, за январь-ноябрь 2023 года грузооборот автомобильного транспорта в России увеличился на 22,1%. Объем грузов, перевезенных автотранспортом за тот же период, вырос на 0,7%. Как видим, увеличилась средняя дальность автоперевозок.
Спрос на перевозки сейчас превышает предложение. Эксперты говорят о 20-30% дефиците машин, о 23% дефиците водителей. В таких условиях тарифы на перевозки естественно выросли. В среднем по стране в прошлом году они выросли на 40%, и как считают эксперты, в нынешнем, 2024 году, расценки перевозчиков могут увеличиться еще на 20-30%», — сказал, открывая конференцию, президент СААП Вячеслав Трунаев.
В своем докладе он напомнил об основных проблемах, с которыми столкнулись перевозчики в 2022 году. Рост тарифов еще не означает увеличения прибыли транспортных компаний. Пока тарифы не успевают за ростом затрат. Себестоимость перевозок поднялась в среднем на 40-50%, а у некоторых компаний и на 100%.
Свой вклад в увеличение себестоимости перевозок внесли падение курса рубля по отношению к доллару и повышение ключевой ставки Центрального банка. Из-за этого стали дороже техника и запчасти (за два года рост на 40%), поднялись ставки по кредитам и лизинговым платежам. Если в этом году произойдет очередное ослабление рубля, то значит, импортная техника и запчасти опять подорожают.
Президент СААП затронул и тему обновления автопарка. Он привел данные опроса членов ассоциации. Компания ITECO в 2023 году купила 1400 новых тягачей и 800 новых полуприцепов. Остальные опрошенные компании приобрели 112 новых тягачей и 5 подержанных.
Одна из самых острых проблем отрасли автомобильных грузоперевозок — это дефицит водителей категории Е. Этой проблеме президент СААП в своем докладе уделил особое внимание. Он отметил, что по оценкам экспертов, на рынке не хватает примерно полмиллиона водителей. За последние пять лет дефицит кадров увеличился с 15% до 23%. Есть мнение, что к 2030 году дефицит водителей превысит 40%.
Из-за отсутствия водителей простаивает часть машин, срываются рейсы. Конкуренция перевозчиков за водителей усиливается. Сайты о работе отмечают существенное (на 76%) увеличение в 2023 году количества вакансий для водителей категории Е.
Все перевозчики – члены СААП в прошлом году повысили зарплату водителей. Диапазон повышения — от 18% до 100%. Уровень зарплаты водителей в регионах достиг 200 тысяч рублей, но он все еще не устраивает работников. Молодежь не идет в профессию. Средний возраст водителей магистральных автопоездов давно уже превышает 50 лет.
«Мы не раз обсуждали эту проблему и между собой, и на различных круглых столах. По нашему мнению, в долгосрочной перспективе для решения проблемы необходимо, чтобы государство восстановило обучение автоделу в школе, возродило систему подготовки водителей в ДОСААФ»,— рассказал Вячеслав Трунаев, — «Часто звучит предложение — а давайте популяризировать профессию водителя (снимать красивые видеоролики и показывать их по телевидению и в интернете). Извините, но это наивно. Во-первых, романтиков мало. А, во-вторых, условия труда водителя настолько непростые, что на голом романтизме далеко не уедешь.
Труд дальнобойщика тяжёл: надо быть готовым к долгим командировкам, к ответственности за дорогостоящую машину и груз, надо уметь заполнять различные перевозочные документы, контролировать правильность погрузки и крепления груза. Большая зарплата водителей — это плата за стресс. Плохие дороги, пробки при проезде через мегаполисы — поводов для стресса множество. Вот когда у нас дороги будут как в Европе — по три полосы в одну сторону с разделительным барьером между встречными потоками — и сама дорога будет ровной, без ям, тогда и романтиков среди водителей сразу станет больше.
Современная молодежь желает работать в нормальных условиях. Выскажу парадоксальную мысль. Если государство хочет решить проблему кадров в отрасли, то оно должно стимулировать создание вдоль федеральных трасс объектов придорожного сервиса. Чтобы можно было поставить машину на охраняемую стоянку и в комфортных условиях переночевать, помыться, пообедать, может быть провести мелкий ремонт автомобиля.
Сейчас многие водители предпочитают заниматься внутригородскими малотоннажными перевозками. Каждый вечер ты дома, с семьей. А зарплата не намного ниже, чем у дальнобойщика. Кроме того, часть кадров с рынка забрало государство. Кто-то из водителей был мобилизован, а кто-то ушел служить в зону проведения специальной военной операции по контракту.
На днях на коллегии Министерства промышленности, торговли и поддержки предпринимательства Новосибирской области губернатор Андрей Травников говорил о том, что проблему нехватки кадров в промышленности надо решать путем повышения производительности труда. Думаю, это универсальный рецепт. Но как повысить производительность труда в нашей отрасли — в автомобильных грузоперевозках? На мой взгляд, для этого необходимы три вещи. Первая — новая техника (а значит, нужны дешевые кредиты и низкие ставки по лизинговым платежам). Второе — здоровые водители (а значит надо привлекать в профессию молодежь). Третье — нужна хорошая пропускная способность дорог в совокупности с современными развязками (чтобы транспортные средства совершали интенсивное движение, а не стояли в пробках в мегаполисах и не сваливались в кювет из-за гололеда на трассах)».
В своем докладе президент СААП высказал критические замечания по поводу недостатка стоянок для большегрузных автомобилей и других объектов сервиса на федеральных трассах, о содержании, ремонте и уборке дорог в Новосибирске. Кроме того, он рассказал также о том, какую помощь члены ассоциации оказывают российской армии: перевозят грузы для мобилизованных, приобрели и передали в войска современные квадрокоптеры и обмундирование.
Завершая выступление, президент СААП Вячеслав Трунаев выразил надежду на то, что удастся продолжить конструктивное взаимодействие с властями в решении проблем транспортной отрасли.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский в своем выступлении сообщил о планах по приведению в порядок к 2027 году не менее 85% опорной сети автомобильных дорог Новосибирской области. В 2023 году в нормативное состояние уже приведено 117 километров опорной сети дорог (в опорную сеть входят федеральные трассы и ряд региональных дорог, такие как, например, «Новосибирск — Кочки — Павлодар»).
Министр также проинформировал перевозчиков о сроках проектирования и строительства таких важных для региона дорог как Восточный обход Новосибирска и Южный транзит. На Восточном обходе первый этап работ планируется завершить в 2026 году. Проект Южного транзита должен быть готов в 2025 году.
Большим количеством интересной информации поделилась с перевозчиками в своем выступлении исполняющая обязанности начальника департамента транспорта дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Олеся Богомазова. По ее словам, на 2024 год запланирован ремонт таких улиц как, например, Мира, Ватутина, Героев революции.
С интересным докладом о развитии федеральной дорожной сети и объектов придорожного сервиса вдоль федеральных трасс на территории Новосибирской области выступил первый заместитель начальника ФУАД «Сибирь» Дмитрий Батурин. Он сообщил, что на территории региона вдоль федеральных трасс существуют 12 парковок. Одновременно они могут вмещать около 160 грузовых и 250 легковых автомобилей. Кроме того, возле расположенных у федеральных трасс 98 объектов сервиса могут остановиться более 1200 грузовых автомобилей. Дмитрий Батурин также рассказал о планах расширения до четырех полос участков Чуйского тракта, трассы «Сибирь» и «Иртыш».
О дорожно-транспортных происшествием с участием грузовиков проинформировал участников конференции в своем выступлении заместитель начальника отдела технического надзора Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области Александр Ермолович.
По итогам 2023 года в Новосибирской области зарегистрировано 408 ДТП с участием грузового транспорта. В этих ДТП погиб 91 человек и 518 травмированы. При этом по вине водителей грузовиков произошло 211 ДТП.
Основные причины ДТП — это несоответствие скорости конкретным условиям движения, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части.
Острую проблему поднял на конференции член Правления СААП, учредитель ООО «Маник» Евгений Демченко. Он сообщил, что с первого марта 2024 г. транспортные компании не смогут продлить действие ДОПОГ на перевозку опасных грузов в автоцистернах. Дело в том, что с этого времени перевозчики будут обязаны для получения допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) представить свидетельство об официальном утверждении типа цистерны и свидетельство об испытании и (или) проверке цистерны. Однако Минтрансом России не определены ни компетентные органы по выдаче удостоверяющего свидетельства на каждый новый тип автоцистерны, ни перечень экспертов, имеющих право проводить проверки и испытания оборудования.
Как позже стало известно, в день, когда на конференции обсуждалась эта проблема, Правительство России своим постановлением продлило мораторий на предоставление перевозчиками свидетельств об утверждении типа цистерны и об испытании цистерны до 1 сентября 2025 года. Таким образом, острота проблемы на время снята.
О планах развития сети дилерских центров Dongfeng сообщил перевозчикам коммерческий директор ГК «СибТракСкан» (официальный дистрибьютор Dongfeng в России) Андрей Французов. Общее число дилерских центров должно достичь сотни единиц. Кроме того, ГК «СибТракСкан» теперь предлагает перевозчикам и полуприцепы турецкой марки Hasliner.
В ходе конференции перед перевозчиками выступил также Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат. Региональный бизнес-омбудсмен рассказал о том, какие проблемы в последние годы удалось решить по просьбе ассоциации. «Ваша ассоциация входит в пятерку самых боевитых ассоциаций в области!», — отметил он.
А исполнительный директор Фонда микрофинансирования Новосибирской области Николай Симонов напомнил перевозчикам об условиях получения льготных займов, напомнил о том, что фонд и ассоциация давно и плодотворно сотрудничают (многие члены ассоциации уже получали льготные займы) и выразил надежду на продолжение сотрудничества.
Приятным моментом конференции стало торжественное вручение Благодарственных писем. Заместитель начальника Главного управления МЧС по Новосибирской области Алексей Кветков вручил руководителям компаний «Люгрос» и «Маник» Благодарственные письма за активное участие в обеспечении безопасности людей на дорогах и оказанное содействие при проведении тренировок с органами управления федеральной и территориальной подсистемы РСЧС Новосибирской области.
А Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат отметил Благодарственными письмами активную работу председателя Правления СААП, индивидуального предпринимателя Алексея Лядусова и директора ООО «Автокомпас» Николая Пенягина.
Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко вручил представителям транспортных компаний «Нафтатранс плюс», «ТрансТехнологии – Новосибирск» и «Сибирский Экспедитор» Благодарственные письма заксобрания за оказание материальной помощи и транспортного обеспечения по доставке гуманитарных грузов жителям Луганской области и российским военнослужащим, участвующим в специальной военной операции.
Заместитель председателя Совета депутатов города Новосибирска Евгений Яковенко, в недавнем прошлом заместитель командира регионального добровольческого батальона «Вега», также поблагодарил руководителей транспортных компаний за помощь, которую они оказывают участникам СВО и вручил президенту СААП Вячеславу Трунаеву медаль «За поддержку и вклад в развитие ветеранского движения».
Фото: Ильнар Салахиев.