15.04.2016

Российские и, в частности, сибирские перевозчики вновь получили право доставлять грузы в КНР и обратно транзитом через Казахстан. По мнению специалистов, это кардинально изменит ситуацию на рынке грузовых автомобильных перевозок между Китаем и Россией.

Первая российская фура благополучно пересекла границу Республики Казахстан, затем — Китая и тем же путем вернулась в Алтайский край, доставив комплектующие для сельхозтехники. Это стало результатом совместной работы аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе, ассоциаций перевозчиков, руководителей территорий. Теперь магистральные автопоезда могут миновать российско-казахстанскую границу в районе населенных пунктов Веселоярск (Алтайский край) и Ауыл (Казахстан), далее следовать транзитом по территории Казахстана и въезжать в Китай через пункты пропуска Бахты (Казахстан) — Бакту (КНР) и Майкапчагай (Казахстан) — Зимунай (КНР).

«Для транспортных компаний Западной Сибири и Казахстана перевозки из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) очень выгодны, поскольку в этом случае машина загружена товаром в обоих направлениях — и когда идет из Китая через Казахстан в Москву, и когда идет из Москвы в Сибирь. Обычно ситуация иная — из Новосибирска в столицу нечего везти. Маршрут «СУАР — Москва — Новосибирск» дает перевозчику возможность зарабатывать одновременно и на перевозке груза из Китая, и на доставке товара из столицы в Сибирь», — отметил специалист Сибирского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Жаров.

Летом 2012 года китайская сторона закрыла для российских перевозчиков въезд в Китай со стороны Казахстана. Мотивацией послужило требование международного соглашения, по которому ввоз грузов из России в КНР должен осуществляться через международные автомобильные погранпереходы на общей границе. Ближайший находится в Забайкальском крае, до которого из Новосибирска более трех тысяч километров. После закрытия транзита перевозчики переориентировались на Забайкальский край и Дальний Восток, а лишний «крюк» из Новосибирска до Забайкальска в одну тысячу километров значительно сказывается на стоимости перевозки, а значит, и товара. Кроме того, закрытие прямого пути способствовало появлению контрабандных перевозок.

АСМАП по поручению министерства транспорта России собрала заявки перевозчиков на получение китайских разрешений для работы на указанных маршрутах. В марте ведомство распределило квоты на перевозку грузов автотранспортом транзитом через Казахстан. Всего российским и китайским перевозчикам выдано по одной тысяче специальных разрешений на 2016 год. Как сообщил Александр Жаров, на СФО пришлась 231 квота.

«На мой взгляд, рано праздновать победу на маршруте «Россия — Казахстан — Китай». Мне лично пока страшно отправлять машины. Как говорят руководители некоторых компаний, чтобы въехать и выехать, везде надо платить мзду — 700-2000 долларов за машину. По подсчетам, прямой путь не отразится на стоимости перевозки», — утверждает коммерческий директор транспортной компании «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор.
Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов убежден, что сибирским перевозчикам лучше работать на транзитном с Казахстаном маршруте.

«С учетом конкуренции тариф на перевозку будет падать, а внешнеторговый оборот, по прогнозам, будет расти. Мы уже наблюдаем резкий рост грузопотоков из Китая», — отметил Максимов.

По экспертным оценкам, к 2020 году грузопоток из России в Китай может увеличиться до тридцати миллионов тонн. Сейчас он втрое меньше.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вячеслав Трунаев, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков:

— Транспортные ведомства России и КНР договорились о транзите через Казахстан. Но сибирским перевозчикам потребуется время, чтобы вновь завоевать этот рынок. Пока они там отсутствовали, их место заняли китайские и казахстанские автоперевозчики. Конкуренция на рынке растет. Однако я убежден в перспективности этого направления, тем более учитывая западные санкции и осложнение отношений с Турцией.

Наталья Решетникова

Российская газета — Экономика Сибири 14 апреля 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики