Конституционный суд (КС) в четверг рассмотрит жалобу депутатов Госдумы от КПРФ на вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков введение системы «Платон». Представители органов власти уже пообещали КС смягчить правила. При этом Минэкономики сообщило, что прогнозы Минтранса относительно последствий нововведений нуждаются в корректировке, а в исследованиях, на основе которых ведомство подготовило вызвавшее спор постановление правительства, обнаружены «ошибки, методологические неточности и противоречия».
В распоряжении «Ъ» оказались отзывы органов власти на запрос думских коммунистов на неконституционность введенной с 15 ноября 2015 года спецплаты за проезд по федеральным трассам большегрузов и административной ответственности за несоблюдение этого требования, вызвавших массовые протесты дальнобойщиков. Депутаты от КПРФ, которых представляют Вадим Соловьев и Юрий Синельщиков, оспаривают положения закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», постановления правительства «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и КоАП. По мнению КПРФ, плата, по сути, является налогом, экономически не оправдана и вопреки Конституции основана не на законе, а на постановлении правительства. Административные санкции, по мнению КПРФ, препятствуют свободному перемещению товаров по территории страны.
Органы власти налогом обжалованную спецплату не считают, но отмечают «слабые места», которые может проверить КС. По мнению Минюста, Конституция не мешает правительству устанавливать ставки «обязательных фискальных платежей», но лишь «при определенных условиях». При этом должна учитываться позиция КС, что законодатели не должны решать произвольно вопрос о том, какие «элементы сборообложения» должны быть установлены законом и какие полномочия могут быть делегированы правительству.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов подтвердил наличие запрещенной Конституцией неопределенности в оспоренных нормах: цели оплаты не соответствуют Гражданскому кодексу, по которому возмещение вреда предусмотрено лишь за противоправные действия. Поэтому плату можно взимать лишь за «амортизацию дорог при правомерных действиях», считает он, отмечая, что проблема касается 800-900 тыс. транспортных средств, которыми владеют 44 тыс. юрлиц, в том числе 38,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. Рентабельность их предприятий не превышает 10%, многие убыточны, плата приведет к росту потребительских цен, статистики для определения эффективных тарифов пока нет, предупредил омбудсмен. Минтранс утверждает, что рентабельность из-за нововведения упадет некритично — на 0,5-1,1%.
Прогнозы Минтранса требуют корректировки, подтверждают в Минэкономики. Ведомство отмечает, что нагрузка на участников рынка возрастет на 50 млрд руб. и приведет к росту потребительских цен до 5% и падению объема заказов на транспортные услуги. При этом в НИОКР, на основе которого Минтранс подготовил спорное постановление правительства, Минэкономики обнаружило ряд «ошибок, методологических неточностей и противоречий».
«Опора России» указала, что порядок определения размера спецплаты нуждается в корректировке, а механизм внесения платежей — «в совершенствовании», предлагая ввести вместо авансовой платы «постоплатный режим». Торгово-промышленная палата России отмечает, что спецплата взимается независимо от того, какой груз перевозится. Если масса превышает допустимую, транспортное средство автоматически попадает под действие сразу двух постановлений об оплате проезда по федеральным трассам (включая постановление 2009 года об оплате тяжеловесных грузов). Полпред правительства в КС Михаил Барщевский, однако, настаивает, что платежи по ним друг друга не дублируют.
Как отмечается во всех отзывах, власти пытаются погасить протесты против «Платона», не дожидаясь указания КС. Господин Барщевский напоминает, что в правительство внесен законопроект об освобождении от уплаты транспортного налога на сумму оспариваемых в КС платежей и одобренный Минфином проект поправок к Налоговому кодексу о включении их в перечень расходов для определения налоговой базы. В «Опоре России» отмечают, что правительство в феврале продлило до 1 июля 2017 года срок действия «оптимального» понижающего коэффициента 0,41. По данным Минэкономики, готовится проект о возможности отсрочки платежей, а Минтранс рассматривает вопрос о продлении срока увеличения их размера.
Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
Коммерсантъ 12 апреля 2016 года