Ситуация на топливном рынке России близка к кризису, отметил в комментариях ТАСС глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. Ассоциация подготовила свой пакет мер, которые должны стабилизировать рынок, среди них и корректировка демпфирующего механизма, о необходимости которой высказывались и нефтяные компании.
«На рынке мы сейчас видим тяжелую ситуацию для топливного бизнеса. Он близок к кризису. Причина — недостаток предложения на бирже и рост оптовых цен темпами, существенно превышающими инфляцию и рост розничных цен. Оптовые цены достигли розничных и даже в некоторых регионах их превышают, что делает розничный бизнес убыточным», — отметил Евгений Аркуша.
При этом он уточнил, что основная причина сложившегося положения на рынке — неэффективность работы демпфера. «Его параметры закладывались еще в 2018-м году, в текущей ситуации они уже неактуальны, в том числе из-за их ежегодной индексации», — пояснил глава РТС.
«Корректировка демпфера назрела, он не исполняет свою роль, а по сути является очередным налогом на отрасль. Его работа в текущем состоянии приводит к убыткам как оптового, так и розничного сегментов топливного рынка», — добавил Евгений Аркуша.
Напомним: демпфирующий механизм был введен с 2019-го года в ответ на топливный кризис, случившийся в 2018-м году. Тогда резко выросли розничные цены на заправках, а причиной тому стал дефицит топлива на внутреннем рынке: после того как начали расти цены на нефть, особенно на фоне снижения экспортных пошлин, нефтяные компании увеличили поставки нефти и нефтепродуктов за рубеж.
Демпфирующий механизм как раз таки и был призван сбалансировать поставки на внутренний рынок: в соответствии с ним при высоких ценах на нефть нефтяным компаниям компенсируют часть прибыли, которой они лишились, отказавшись от усиленного экспорта.
Однако в этом году из-за коронавирусных ограничений спрос на топливо упал и мировые цены на него оказались ниже внутрироссийских. В таких условиях уже не бюджет платил нефтяникам, а нефтяники платили в бюджет. В итоге, за десять месяцев они в совокупности только по демпферу понесли убытки приблизительно в 400 млрд. рублей.
Поэтому когда в конце года нефть снова начала дорожать и на данный момент уже поднялась выше 68 долларов за баррель, нефтяные компании для компенсации своих потерь опять увеличили поставки на экспорт. Как следствие, предложение на внутреннем рынке снизилось, а оптовые цены пошли вверх. В настоящее время они находятся на уровне 54,4 тыс. рублей за тонну для АИ-92 — чуть ниже рекордного уровня в 55,4 тыс. рублей, зафиксированного в мае 2018-го года.
При этом в январе отмечались и минимальные за несколько последних лет запасы топлива в стране.
Вместе с тем рост розничных цен не соответствуют росту оптовых, поскольку действует требование Правительства о повышении цен на заправках не больше уровня инфляции. Таким образом, рентабельность АЗС, особенно независимых, у которых нет тыла в виде нефтедобычи и пр., снижается.
В свою очередь, крупные нефтяные компании еще летом просили пересмотреть формулу демпфирующего механизма, что должно было бы снизить их убытки. В начале этого года они повторили свою просьбу, однако в Министерстве финансов от ближайшей корректировки демпфера отказались, поскольку это чревато потерями для бюджета. Ее отложили на 2024-й год.
Основное, что вызывает критику в формуле демпфера, — это размер условной внутренней цены, от которой отсчитывается размер компенсаций. Сейчас она имеет постоянное значение, которое никак не зависит от динамики рынка и ежегодно индексируется на 5%. На данный момент такая индексация означает, что условные внутренние цены растут быстрее реальных внутренних: бензин по итогам 2020-го года подорожал чуть более чем на 2%, дизельное топливо — на 1,6%.
«Роснефть» предлагала привязать внутреннюю условную цену к биржевой, а «Газпром» — индексировать ее только на 2%.