25.07.2014

Правительство поручит «Ростеху» собирать плату с тяжелых грузовиков. Ранее объявленный конкурс отменят, а госкорпорация ежегодно будет получать за эту работу свыше 10 млрд руб.
Госкорпорация «Ростех» будет назначена единственным концессионером, который создаст и будет обслуживать систему взимания платы с грузовиков массой свыше 12 т, следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича (копия документа есть у «Ведомостей»). Об этом говорится в протоколе, подтвердили два федеральных чиновника.
Система должна охватить все федеральные трассы России (общая протяженность — около 50 000 км). Заработает она в ноябре 2015 г. — с этого времени все тяжелые фуры должны будут платить за проезд по федеральным дорогам по 3,5 руб. за 1 км в качестве компенсации за нанесение вреда дорожному покрытию. Собранные средства будут перечисляться в федеральный дорожный фонд; Росавтодор прогнозировал, что поступления составят около 50 млрд руб. в год.
Первоначально Росавтодор планировал выбрать инвестора для создания и обслуживания системы на конкурсе. Одним из требований к кандидатам был опыт разработки и эксплуатации аналогичной системы, так что претендовать на контракт могли только консорциумы с участием иностранцев, реализовавших такие проекты за рубежом.
Но теперь правительство решило отказаться от использования иностранного опыта. Минтранс решил отдать приоритет российским технологиям, компонентной базе и программному обеспечению, которые и предложил «Ростех», следует из протокола. Решение обосновано соображениями национальной безопасности, объясняет федеральный чиновник: информация о передвижении грузов, в том числе специального назначения, не должна обрабатываться и храниться за границей.
Уже объявленный конкурс, итоги которого предполагалось подвести в начале августа, будет отменен, говорится в протоколе, а «Ростех» назначат единственным концессионером. Основные условия соглашения предложено сохранить, знает человек, близкий к Минтрансу и видевший проект распоряжения о единственном концессионере. Это значит, что «Ростех» должен будет сам инвестировать в создание системы: изготовить и распространить бесплатные бортовые устройства, разработать ПО и установить на дорогах контрольные рамки. Росавтодор оценивал стоимость создания системы в 25,6 млрд руб.; «Ростех» обещает сделать дешевле, следует из протокола. Госкорпорация заявила, что готова оптимизировать технологические решения, а также частично интегрировать систему взимания платы с грузовиков с уже созданной системой инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ, а это позволит сэкономить до 30%. Иначе говоря, стоимость системы может снизиться до 17,9 млрд руб.
Контракт с «Ростехом» предложено заключить на 13 лет с возможностью продления. Когда система заработает, государство обещает платить «Ростеху» регулярные отчисления, чтобы возместить его инвестиции (с учетом стоимости обслуживания долга и с премией к инфляции) и расходы на эксплуатацию. Такие же условия предлагались и участникам конкурса: стартовый размер ежегодного платежа составлял 11,17 млрд руб. (по итогам конкурса он должен был снизиться). «Ростех» сообщил, что готов получать по крайней мере на 5% меньше, т. е. не более 10,6 млрд руб. в год, следует из протокола.
Получается, что в итоге единственным инвестором проекта останется государство, признает федеральный чиновник. Правда, оно сможет оплачивать его в рассрочку — денег, чтобы полностью и единовременно профинансировать проект, в бюджете нет. Назначить «Ростех» концессионером, а не просто подрядчиком решено потому, что в подрядном контракте по закону нельзя предусмотреть длительный срок эксплуатации, объясняет собеседник «Ведомостей».
Участвовать в конкурсе собирались три консорциума: «Навигационно-информационные системы» (ОАО «НИС», «МТС банк» и Kapsch), «Оптима плюс» («Мегафон», Газпромбанк и SkyToll) и «Инфраструктурные спутниковые системы» («ВТБ капитал», «Ростелеком», «Ланит» и Vinci). Представители «Оптимы» и «ВТБ капитала» вчера отказались от комментариев, а представитель НИС говорит, что хотя эта компания еще не получала официальной информации об отмене конкурса, но готова сотрудничать с любым исполнителем проекта.
Представитель «Ростеха» от комментариев отказался. Ранее он сообщал, что оператором проекта заинтересован стать «РТ-инвест» — «дочка» «Ростеха», управляющая закрытым ПИФом, который до сих пор вкладывал в бизнес по ликвидации бытовых отходов. В прошлом году «Ростех» сообщал, что «РТ-инвест» распоряжается $400 млн, а в 2014-2015 гг. «РТ-инвест» планировал привлечь не менее $1 млрд.
Представитель Дворковича от комментариев отказался. Представители Минтранса и Росавтодора заявили, что распоряжение об отмене конкурса их ведомства пока не получали.

«Ведомости»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики