Пока сеть состоит из 15 автозаправок, в нее входят четыре собственные брендированные АЗС, остальные 11 заправок – партнерские, с независимыми сетями АЗС заключены договоры, об этом РЖД-Партнеру рассказали в пресс-службе ПЭК. Однако эксперт, опрошенный РЖД-Партнером, не считает выход грузоперевозчика на топливный рынок целесообразным.
Уже сейчас сеть АЗС «Авто-ПЭК» охватывает более 5 тыс. км. дорог по всей России, об этом РЖД-Партнеру рассказывает генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. К концу 2023 года компания планирует расширить число АЗС до 21, сейчас их 15. География собственных АЗС такова: две расположены в Москве и по одной — в Санкт-Петербурге и Новосибирске, новую станцию откроют в Екатеринбурге. К одиннадцати партнерским АЗС, которые расположены в Омске, а также городах Татарстана и Башкортостана, до конца года добавятся еще пять.
«Заправляясь на наших станциях, транспортная компания может доставить груз от Санкт-Петербурга до Красноярска. Чтобы не допустить дальнейшего роста себестоимости перевозки, мы продолжим развивать сеть АЗС. Задача — покрыть автозаправочными станциями всю Россию, чтобы каждые 600-800 км автомобиль мог заехать на нашу или партнерскую площадку», — говорит Дмитрий Иевлев.
Только за май-июль розничная стоимость дизеля поднялась до 57 руб. за литр, что на 16% выше оптовой. С учетом того, что доля топлива в себестоимости перевозки составляет 35%, расходы компаний существенно выросли.
Компания сотрудничает с десятками поставщиков по всей стране и ежедневно мониторит оптовую стоимость дизельного топлива. Это позволяет оптимизировать расходы на его закупку на 5-20%, подчеркивает пресс-служба ПЭК. Однако Дмитрий Гусев, зампред Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» сомневается в столь значительной экономии затрат на топливе.
«Они не смогут сэкономить 20% по простой причине – текущие оптовые биржевые цены выше чем розничные. И если они будут закупать топливо по оптовым ценам и продавать самим себе в розницу, то будут работать в убыток. К сожалению сегодня нет экономики, они просто не посмотрели динамику цен больше, чем за полтора года», — говорит эксперт.
Рост цен на топливо обгоняет инфляцию
На этой неделе биржевые цены на топливо сохранили рекордный рост: цена летнего дизеля на бирже выросла за 16 августа на 1,49%, до 66,926 тыс. рублей за тонну, что является историческим максимумом. Бензин Аи-92 подорожал на 1,08%, до 62,434 тыс. рублей за тонну, бензин Аи-95 — на 0,77%, до 69,329 тыс. рублей за тонну. Биржевая цена на бензин марки «Премиум-95» тоже обновила рекорд и впервые поднялась выше 70 тыс. рублей за 1 тонну.
Вслед за биржевой стоимостью нефтепродуктов растут и цены на заправках России. И как утверждает ряд экспертов, на бирже бензины сейчас продаются по высоким ценам, а дизель – по рекордным. Если две недели назад дизтопливо на АЗС подорожало на 0,2%, то на минувшей неделе уже на 0,7%. Правда, дизель дорожает недавно, поэтому с начала года его рост всего 1,4%. Средняя цена дизтоплива в России – 59,27 руб. за литр. И так как доля топлива в себестоимости перевозки составляет 35%, расходы транспортных компаний существенно выросли, подчеркивает пресс-служба ПЭК.
«Решение открыть собственную АЗС – это решение из серии, что собственная машина снижает затраты на такси. В конце прошлого года и в начале этого заправки, впервые лет за 10, вышли в плюс, и коллеги, наверное, решили, что смогут создать свою сеть АЗС и смогут зарабатывать. Практика эксплуатации покажет уже к концу года, что ситуация сложнее, чем она кажется на первый взгляд», — парирует Дмитрий Гусев.
Вполне возможно, компания намерена создать контейнерные заправки, которые работают без операторов, добавляет эксперт. Но даже в этом случае российский грузоперевозчик не сможет сэкономить на топливных расходах. Практика показывает, что таким крупным клиентам проще получить скидку за счет огромных объемов потребления, нежели чем пытаться создать свою инфраструктуру.