08.09.2022

«Соллерс Авто» выпустит первые товарные автомобили под своей маркой на базе бывшего производства Ford Transit в конце 2022 года. Новая линейка легких коммерческих автомобилей будет создана на базе платформы неназванного китайского партнера — уже со следующего года в концерне обещают производить модель с измененным шасси, которой нет на рынке КНР.

«Соллерс Авто» начнет выпуск легких коммерческих автомобилей на бывшей площадке «Соллерс Форд» в Елабуге уже в текущем году. Ford приостановила работу в России после начала военных действий на Украине, после чего была остановлена и сборка легкого коммерческого (LCV) Ford Transit в РФ. До 2011 года на той же площадке «Соллерс» собирала автомобили Fiat. Теперь российская компания подписала дополнительное соглашение о внесении изменений в ее специальный инвестконтракт (СПИК; дает льготы в обмен на инвестиции) с Минпромторгом.

В рамках нового проекта на мощностях производственного комплекса в ОЭЗ «Алабуга» будет налажен выпуск двух моделей LCV бескапотной и полукапотной компоновки полной массой от 2,5 до 4,5 тонн.

При этом фактически изменения были одобрены на межведомственной комиссии еще 2 сентября, рассказали два собеседника «Ъ». Общий объем инвестиций в новый проект с учетом инвестиций ООО «Соллерс Алабуга» (принадлежит «Соллерс Авто») и компаний-поставщиков составит более 5,5 млрд руб. Совокупные инвестиционные обязательства «Соллерс Авто» в рамках СПИК вырастут с 7 млрд до 9,9 млрд руб. В реестре СПИК соответствующие изменения пока не отображены.

Производство новой линейки будет запущено под брендом «Соллерс». Причем в конце 2022 года планируется собрать уже товарные автомобили, пояснили «Ъ» в компании.

Автомобили будут основываться на наработках китайских партнеров, но это «принципиально другая концепция, нежели обычное лицензионное производство», сказали «Ъ» в компании.

В «Соллерс Авто» говорят, что получат от партнера «базовые элементы платформы и право их самостоятельно дорабатывать и локализовывать». Согласно сообщению компании, изменения СПИК предполагают обязательство обеспечить высокий уровень локализации новых продуктов, включая запуск производства дизельных двигателей, штамповочное производство, локализацию ключевых электронных модулей, элементов шасси, изделий из пластика. Локализация будет постепенной, уточняют в «Соллерс Авто». В результате в следующем году на рынок выйдут модели под брендом «Соллерс» с измененным шасси, которых нет на китайском рынке, добавили в «Соллерс Авто».

Китайского партнера в концерне не называют, но говорят, что все договоренности достигнуты. Источники «Ъ» на рынке, в том числе среди компаний из КНР, отмечают, что сейчас китайские компании обеспокоены в связи с их упоминанием в контексте проектов в РФ из-за политических и возможных санкционных рисков. Издание «Авторевю» писало о возможной локализации Jac Sunray на базе Елабуги, но в «Соллерс Авто» эту информацию называли некорректной. Сейчас Jac Sunray с замененным шильдиком уже выпускает МАЗ в Белоруссии — полная масса автомобиля составляет 3,5–4 тонны. Также машину собирают в Казахстане. Кроме того, JAC получила в РФ одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на микроавтобус Sunray M209 и цельнометаллический грузовой фургон Sunray N209, что говорит о вероятности прямых поставок.

6 сентября глава «Соллерс Авто» Николай Соболев отмечал: «Мы всегда развивались через партнерства, это была наша догма. Но сейчас по ряду объективных причин понимаем, что прежние правила не работают, и нам нужно предлагать разрабатывать новые» (цитата по «Интерфаксу»). «Теперь мы точно понимаем, что будем в этих проектах основным, а в некоторых проектах — единственным инвестором. И самое главное, что мы в этих проектах будем правообладателями. То есть мы точно должны иметь права интеллектуальной собственности с возможностью доработки, переработки и создания на их базе новых продуктов и новой платформы»,— пояснил он.

Как рассказывали собеседники «Ъ», необходимость смены стратегии концерна, который ориентировался на совместные предприятия с иностранными игроками, стала одной из причин продажи Вадимом Швецовым своего пакета в «Соллерс Авто» топ-менеджменту (см. «Ъ» от 27 июня). Компанией сейчас владеет ООО «Альтер Инвест», где 39,5% принадлежит главе Адилю Ширинову, еще 35,5% у Николая Соболева, 20% у заместителя гендиректора «Соллерс Авто» Зои Каики, 5% у заместителя гендиректора по правовым вопросам «Соллерс Авто» Виктора Хвесеня. Основной актив «Соллерс Авто» — УАЗ.

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики