Проанализировав имеющуюся информацию, связанную с проблемами обязательного использования тахографов на грузовом транспорте, проведя ряд мероприятий с автоперевозчиками и представителя надзорных и контролирующих органов, считаем необходимым распространить среди автоперевозчиков следующее обращение.
В соответствии с требованиями пункта 8 (1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года № 20 все транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха, то есть тахографами. Данное требование уже вступило в законную силу с 1 января 2013 года.
Представителям автопредприятий советуют заблаговременно начать установку тахографов, так как уже с 1 апреля 2013 года к нарушителям будут применяться серьезные наказания. Если водитель будет управлять грузовым или пассажирским транспортом, не оборудованным тахографом, ему грозит штраф от одной до трех тысяч рублей, а его работодателю – от пяти до десяти тысяч рублей (статья 11.23 КоАП РФ). Норматив работы 1 водителя — 4,5 часа, перерыв 45 мин, 4,5 часа работы, затем отдых не менее 11 час.В неделю водитель не имеет право проехать более 45 час, затем следует отдых не менее 45 час.
Заслушав и обсудив в Новосибирске в ходе проведения «круглого стола» по теме «Тахографы» представителей СибУГАДН, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, УГИБДД МВД РФ по Новосибирской области, Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог» (ГКУ ТУАД) и хозяйствующих субъектов, работающих в транспортной отрасли (всего 45 транспортных предприятий с объединенным парком ТС в количестве 650 ед.), субъекты автотранспортного бизнеса констатируют следующее.
1. Руководители автотранспортных предприятий – члены НП «Объединение перевозчиков Сибири» строго следят за режимом труда и отдыха своих водителей, используя существующие средства навигации. При этом, анализируя все случаи ДТП с участием грузовых ТС, принадлежащих участникам некоммерческого партнёрства, можно с уверенностью констатировать, что более 90% всех ДТП происходит по вине водителей легковых автомобилей, состояния автодорог. ДТП, так или иначе связанных с нарушением труда и отдыха (переутомлением водителей грузового транспорта) насчитываются единицы.
2. В Новосибирской области почти на 14 000 км. автомобильных дорог регионального и муниципального значения (как впрочем и на территории всего СФО, ДФО и многих других регионов РФ) практически отсутствует дорожная инфраструктура в виде охраняемых автомобильных стоянок. На маршрутах: Новосибирск – Омск, Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий, Новосибирск — Красноярск, Новосибирск — Барнаул дороги имеют удовлетворительное асфальтовое покрытие, но при этом отсутствует подготовленная обочина, на которой можно было бы без опасения быть опрокинутым произвести вынужденную остановку транспортному средству весом в 38 и более тонн. Если взять во внимание ситуацию с наличием автостоянок в европейской части РФ, то по количеству их намного больше, чем в Сибири, Забайкалье и Дальнем Востоке, но при этом имеющегося количества явно не достаточно!
Кроме этого, те немногочисленные асфальтированные «карманы» и съезды с федеральных и муниципальных трасс не могут вместить в себя даже несколько автопоездов. Более того, все без исключения руководители транспортных предприятий категорически запрещают своим водителям выполнять даже краткосрочную остановку на трассе, вне специальных охраняемых автостоянок, в целях отдыха. Основная причина – острая криминогенная обстановка . Мы периодически фиксируем случаи грабежей и краж ТС на трассах СФО. Имеются случаи вымогательства денег у водителей.
В отсутствие необходимого количества стоянок и парковок нетрудно представить, какое скопление грузовиков, отстаивающихся с нарушением требований ПДД, будет на проезжей части автодорог! Как взметнется вверх кривая количества ДТП! Какую коррупцию породит данное нововведение на дорогах! Ведь любой водитель грузовика (а это профессионал) не остановит дорогостоящий автомобиль с не менее дорогостоящим грузом, где попало, а будет продолжать движение до безопасного места! Проще будет «договориться» с инспектором!
3. Значительная часть автоперевозок на Урале, Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере выполняется не только по федеральным и региональным трассам, но и с уходом на труднодоступные объекты по зимникам, по временным автодорогам с малой интенсивностью движения автотранспортных средств. На таких «направлениях» автомобили идут с крайне низкой среднетехнической скоростью. На несколько сотен километров маршрута дороги окружает непроходимая тайга или тундра. Складывается парадоксальная ситуация: жёсткое соблюдение РТО по тахографу в экстремальных природно-климатических условиях несёт прямую угрозу жизни и здоровью водителей, сохранности перевозимого груза. Однако никаких исключений, связанных с особенностями географии и природно-климатических зон на огромной территории Российской Федерации, требованиями нормативных документов не предусмотрено.
4. Самую серьёзную, на наш взгляд, проблему представляет отсутствие материально-технической базы нововведений. Например, в Новосибирской области, как и в других субъектах СФО, ДФО на сегодняшний день практически отсутствуют профессиональные пункты по установке и тарировке цифровых тахографов. А те немногочисленные пункты, которые имеются в наличии (не более 2-3) не располагают ни материально-технической базой, ни квалифицированными кадрами для лавинообразного и весьма значительного увеличения объемов продаж и обслуживания тахографов. Но при этом владельцы транспортных средств, и водители, будут нести вполне ощутимую материальную ответственность, не имея физической возможности своевременного приобретения, квалифицированной установки, поверки и обслуживания тахографов.
5. На сегодняшний день практически ни у кого из профильных специалистов и чиновников нет однозначного понимания ситуации по обязательному применению тахографов и обязательному использованию навигационных систем GPS/ГЛОНАСС. Очевидно, что навигационные системы обладают бОльшим функционалом, их применение более эффективно и результативно со всех точек зрения, против использования прибора, фиксирующего только скорость и время работы транспортного средства (тахограф). Логичнее и целесообразнее было бы применение и использование единых унифицированных современных навигационных спутниковых систем, избавляющих автоперевозчиков от дорогостоящей череды неэффективных затрат (аналоговый тахограф – цифровой тахограф – ГЛОНАСС), неизбежных в ближайшие несколько лет.
Выводы
Автоперевозчики в подавляющем большинстве принимают необходимость использования средств объективного контроля за местонахождением транспортного средства, за соблюдением режима труда и отдыха водителя. Считают, что такой шаг в перспективе способен оказать и, безусловно, окажет серьёзное положительное воздействие на множество факторов, определяющих безопасность, эффективность и рентабельность бизнеса автоперевозок. Однако такой шаг не может восприниматься как самоцель, в отрыве от системного подхода к решению проблемы. В противном случае, к сожалению, эффект будет противоположный, прямо и косвенно приведёт к существенному увеличению коррупционного и криминального фона в автоперевозках, снижению БДД.
Автоперевозчики совершенно обоснованно, на конкретных примерах и фактах заявляют о физической невозможности буквального исполнения требований нормативных правовых актов по использованию тахографов на внутрироссийских грузовых автомобильных перевозках. В первую очередь это неготовность инфраструктурных объектов (развитая сеть стоянок и парковок на автомобильных дорогах общего пользования), неготовность специализированной материально-технической базы (установка и квалифицированное обслуживание тахографов, равнодоступное во всех регионах РФ, бесперебойное функционирование системы ГЛОНАСС). До решения этих определяющих вопросов штрафные санкции по статье 11.23 КоАП РФ применяться не должны.
Мы имели возможность убедиться на примере введения ограничений движения грузового автотранспорта по МКАД в дневное время, что даже назревшие изменения в транспортно-логистических схемах, не подкреплённые опережающими инфраструктурными изменениями, не приносят тех одномоментных положительных результатов, на которые рассчитывают их инициаторы.
Считаем, что необходима корректировка сроков в положениях пункта 8 (1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года № 20.
Считаем, что корректировка сроков должна проходить в чёткой увязке с планами по обязательному использованию на автомобильном транспорте навигационной системы ГЛОНАСС, с предоставлением владельцам транспортных средств, в зависимости от специфики их деятельности, права выбора опций, вариантов, агрегатирования/интеграции оснащения автотранспорта теми или иными средствами объективного контроля.
Президент НП «Объединение перевозчиков Сибири» Трунаев В.С.
Руководитель профсоюза «Дальнобойщик» Войтко В.Е.