Власть впервые за долгие годы столкнулась с масштабным социальным протестом
Непоследовательная реакция государства на протесты водителей-дальнобойщиков вызывает их радикализацию и переход к политическим требованиям. В последние дни акции под лозунгом «Долой Платона!» прошли во многих регионах России, их формы становятся разнообразнее и радикальнее. В Петербурге большегрузы пытались проехать к Смольному, в Самаре и Петрозаводске они устроили пробку, двигаясь с минимальной скоростью, в Дагестане, на Урале и в Сибири они стоят на обочинах федеральных трасс.
Число недовольных трудно оценить: чиновники говорят, что забастовщиков не больше 2500 по всей стране, и рапортуют о финансовых достижениях системы: 366 млн руб. ко вторнику. Сами дальнобойщики утверждают, что только в Дагестане в протестах участвуют 17 000 водителей. Власть впервые после волнений пенсионеров зимой 2004–2005 гг. (из-за монетизации льгот) столкнулась с масштабным социальным протестом, вызванным плохо просчитанным экономическим решением, и колеблется. Уступки протестующим (снижение платы за проезд одного километра, обещание законодательно снизить штрафы за неоплаченный проезд) и уговоры покинуть проезжую часть сочетаются с призывами «не поддаваться на провокации» и обвинениями организаторов в лоббизме.
Электоральное значение дальнобойщиков существенно ниже, чем пенсионеров. Однако это представители среднего класса, мелкие предприниматели или наемные работники, производители важных экономических услуг, которые обеспечивают свои семьи и создают рабочие места. Они живут по всей стране. Их действия могут стать примером для самоорганизации других самодеятельных групп среднего класса.
Медлительность и непоследовательность власти приводят к радикализации протестов. Дагестанские дальнобойщики обещали устроить поход на Москву и перекрыть МКАД, на других дорогах собирают подписи к президенту с требованием отставки министра транспорта. Бюрократия, соглашаясь на переговоры, не желает признавать ошибок, породивших волнения. По мнению вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, профильные ведомства не прислушались к предложениям собрать средства за счет акцизов или сбора с машин с повышенным весом, провести тестирование системы без взимания платы. Кроме того, региональные власти не всегда идут на диалог с перевозчиками.
Компромисс возможен. По словам одного из координаторов акции в Дагестане, необходим переход от предоплаты поездки к перечислению денег через 15–20 банковских дней, когда перевозчикам поступают средства от отправителей или получателей груза, прекращение взимания двойной платы в случае поломки машины, более четкая процедура отмены штрафов. Впрочем, уступить готовы не все водители, говорит он, многие требуют отменить взимание платы.
Павел Аптекарь
«Ведомости», 25 ноября 2015 года