В этом году профицит цистерн на рынке стал явным: ставки на их аренду с конца прошлого года упали на 14% до 800 руб. в сутки, говорится в исследовании «Infoline-аналитики». По итогам прошлого года падение было 26% до 1020 руб. за сутки. Ставки на аренду полувагонов в этом году упали не так сильно.
Полувагоны — самый массовый тип подвижного состава, их профицит начал ощущаться в конце прошлого года, тогда же упали ставки на аренду цистерн, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Ставки на полувагоны с начала года стабилизировались, а падение ставок на цистерны продолжится — в IV квартале они опустятся ниже 800 руб. в сутки, прогнозирует эксперт. По его данным, сейчас профицит цистерн составляет 23 000-34 500 шт. (10-15% от общего числа), полувагонов — 40 000-60 000 (10% от общего числа).
По данным РЖД, погрузка нефтяных грузов (они перевозятся в цистернах) в январе — мае выросла на 2,8% до 107,6 млн т (в 2013 г. было падение на 3,1% до 250 млн т). Перевозки угля (возится в полувагонах) в январе — мае, наоборот, снизились на 1,5% до 126,3 млн т (в 2013 г. выросли на 1% до 310 млн т). В целом погрузка на сети РЖД в январе — мае снизилась на 0,6% до 498,9 млн т.
Операторы, в парке которых в основном полувагоны, работают на грани рентабельности, говорит Бурмистров. Выручка Федеральной грузовой компании снизилась на 21% до 52,9 млрд руб., Первой грузовой компании — на 13,3% до 103,6 млрд руб. «Трансойл» (37 600 цистерн), один из крупнейших перевозчиков нефтяных грузов, финансовые показатели за 2013-2014 гг. не раскрывает.
Сейчас рынок железнодорожных перевозок — рынок грузоотправителя, констатирует Бурмистров. Железнодорожные операторы идут своим клиентам на уступки: ПГК на днях предоставила «дочке» «Северстали» отсрочку платежа на 4,5 млрд руб. А в сегменте перевозок нефтеналивных грузов другая тенденция: сокращается совокупная доля крупнейших игроков с 92% в прошлом году до 80% сейчас — это происходит за счет появления новых компаний, «УВЗ логистик», например, объясняет эксперт. У него, как и у других операторов («СГ транс» и ФГК), нет долгосрочных контрактов с крупными нефтяными компаниями — по сути, они создали спотовый рынок, которого до сих пор не было, объясняет эксперт. Менеджмент Brunswick Rail (занимается оперативным лизингом вагонов) в своих комментариях к отчету компании за I квартал 2014 г. также признает, что в прошлом году усилилась конкуренция со стороны лизинговых компаний — «дочек» производителей вагонов: Объединенной вагонной компании (входит в группу ИСТ) и «УВЗ логистик». Еще один фактор снижения ставок, по словам Бурмистрова, конкуренция с речными перевозками. В 2014 г. «Роснефть» планирует увеличить объем перевозок речным транспортом на 71% до 6 млн т, говорится в презентации нефтяной компании.
Ведомости