В 2018 году завершается ввод в эксплуатацию платной автомагистрали М11, которая соединит Москву и Санкт-Петербург. Владелец новой трассы – государственная компания «Автодор» – рассказал РЖД-Партнеру об особенностях новой дороги и ее отличиях от действующей магистрали М10 «Россия», идущей в том же направлении. Ответы на вопросы подготовлены пресс-службой организации.
– Расскажите об М11. В чем преимущество этой дороги перед М10?
– Дорога М11 Москва – Санкт-Петербург в основном проходит параллельно существующей автомобильной дороге М10 «Россия» и пересекает ее на 58, 149, 208, 258, 334, 543 км с устройством транспортных развязок в разных уровнях. Это позволит переключить движение транспортных потоков с М10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот.
Высокоскоростная автомагистраль М11 Москва – Санкт-Петербург – самая современная скоростная безопасная автомагистраль высшей технической категории с расчетной скоростью движения 150 км/ч и четырьмя полосами движения.
Здесь нет светофоров и примыканий в одном уровне с другими дорогами – их заменили многоуровневые развязки, на всем протяжении пути обустроено освещение, барьерное ограждение, применяются современные материалы для нанесения дорожной разметки и установки дорожных знаков и указателей. Этот комплекс мер призван обеспечить максимальную безопасность передвижения автомобилистов. Дорога идет в обход городов. Без пробок. Это значительно улучшит экологическую обстановку в городах притяжения.
Для обеспечения экологической безопасности объекта разработаны и использованы следующие решения по снижению воздействия на окружающую среду:
• снижение уровня шума при прохождении дороги вблизи населенных пунктов и природоохранных территорий с применением шумозащитных экранов и зеленых насаждений;
• устройство специальных прогонов в теле насыпи проектируемой дороги для миграции диких и домашних животных;
• применения эффективных конструкций очистных сооружений для очистки поверхностных стоков в пределах водоохранных зон.
Для лучшей и своевременной информативности участников дорожного движения в разделе интеллектуальных транспортных систем разработаны и применены табло переменной информации и многопозиционные указатели.
С 1 августа на участке в Тверской области (обход Вышнего Волочка) на частоте 90,9 ФМ в круглосуточном режиме стартовало вещание «Радио Автодор». Это позволит автомобилистам получать оперативную информацию о дорожной обстановке, погоде, возможных непредвиденных ситуациях.
Новая скоростная трасса станет первой новой автомобильной дорогой, построенной в Европейской части современной России.
– Какие из участков М11 уже открыты для движения?
– На сегодняшний день на автомагистрали М11 Москва – Санкт-Петербург открыты следующие участки:
* 15–58 км в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области в обход Химок. Данный участок построен и эксплуатируется в рамках концессионного соглашения, заключенного с ООО «Северо-Западная концессионная компания». Участок открыт для движения 23 декабря 2014 года. Режим платности введен 23 ноября 2015-го;
* 208–258 км в Торжокском районе Тверской области в обход Торжка. Обход построен в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения между государственной компанией «Автодор» и ОАО «Мостотрест», которое было подписано 9 декабря 2014 года. Участок открыт для движения 15 декабря 2017-го, в тот же день началось взимание платы;
* 258–334 км в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области в обход Вышнего Волочка. Это первый проект, реализованный в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения. Заказчик проекта – государственная компания «Автодор». Исполнитель – ОАО «Мостотрест». Участок открыт для движения 28 ноября 2014 года. Режим платности введен 21 сентября 2015-го;
* 334–543 км в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области. Участок идет в обход населенных пунктов Бологое, Угловка и Окуловка. Строительство началось в 2014 году и было завершено в 2018-м. Движение по участку было открыто 6 июня 2018-го.
– Каков уровень готовности автомагистрали на сегодняшний день?
– Сегодня почти в 100-процентной готовности находится с 58 по 97 км автомагистрали М11 Москва – Санкт-Петербург. Он пройдет по Солнечногорскому и Клинскому районам Московской области в обход городов Солнечногорска и Клина. Участок будет введен в III квартале 2018 года.
Также на 75% готов участок 97–149 км (Московская и Тверская области). Здесь идут активные работы. Вся трасса будет сдана к концу 2018 года.
– Как варьируются цены в зависимости от отрезков автодороги?
– Конкретная величина тарифа для каждого платного участка индивидуальна. Для любой платной автомобильной дороги правительством установлен предельный максимальный тариф. Чтобы вычислить тариф для каждого участка проводятся комплексные социологические исследования области тяготения с целью найти равновесную цену, которая устроит пользователя и обеспечит возврат частных инвестиций в дороги.
Также для повышения привлекательности платных дорог государственная компания реализует различные маркетинговые мероприятия. Так, при оплате проезда с помощью транспондера для пользователя предусмотрены скидки от 20 до 50%. Дополнительные скидки до 10% водители получат при подключении к программе лояльности государственной компании.
– Во сколько примерно обойдется поездка от Москвы до Санкт-Петербурга по М11?
– Для человека, который отправится по М11 без транспондера и подключения к системе лояльности, стоимость проезда составит порядка 2–2,3 тыс. руб., включая головной – наиболее дорогой – участок в районе Шереметьево. Если у гражданина есть транспондер, он заплатит около 1,3 тыс. руб.
– Каковы результаты работы открытых участков трассы? Сколько автомобилей по ней уже проехало, какой поток ожидается?
– Интенсивность движения на М11 постоянно растет. К примеру, на новом участке 334–543 км, который был открыт для движения 7 июня текущего года, среднесуточная интенсивность в июне, уже сразу после открытия, составила почти 12 тыс. проездов в сутки. А уже в июле этот показатель увеличился до 15 тыс. проездов в сутки.
Количество проехавших по участку превысило прогнозные данные, отмечается значительное число большегрузных автомобилей. Это уже помогло существенно снизить нагрузку на федеральную трассу М10 «Россия». Водители оценили все преимущества нового участка: это дорога первой высшей технической категории, а это значит, что здесь нет светофоров, движение осуществляется по четырем полосам, нет примыканий с другими дорогами в одном уровне. Высокая безопасность обеспечивается за счет разделенных встречных потоков, обустройства барьерного ограждения и освещения на всем протяжении пути.
На всей федеральной автомагистрали М11 «Москва-Санкт-Петербург» (сквозной проезд с 208 по 543 км) в июне 2018 года по сравнению с июнем 2017-го интенсивность движения выросла на 53% (участок 15–58 км эксплуатируется ООО «Северо-Западная концессионная компания»).