Сегодня 3 августа 2020

04.12.2019

В начале ноября Госдума России приняла в первом чтении законопроект, закрепляющий право автотранспортных операторов и экспедиторов грузов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки.

Чем обусловлена такая необходимость, насколько удачна подготовленная редакция документа и что все это значит для отрасли грузовых автоперевозок? Обо всем этом мы поговорили с заместителем руководителя дирекции транспортного страхования компании «РЕСО-Гарантия» Андреем Кузнецовым.

Новый закон
– Андрей, расскажите, пожалуйста, чем продиктована необходимость принятия нового закона по страхованию ответственности перевозчиков и экспедиторов за нарушение условий договора перевозки?

– В транспортной отрасли уже давно сложилась практика, когда при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции заказчики требуют, чтобы автоперевозчики и экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности.
Такое страхование гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза, а также является одним из способов защиты интересов транспортной компании.

Данный вид страхования широко применяется в международной практике. В российской же правовой системе страхование профессиональной ответственности автоперевозчиков грузов не имеет четких очертаний, что на практике приводит к спорным ситуациям.

Для разрешения этой проблемы Комитет Госдумы по транспорту и строительству подготовил законопроект о внесении изменений в Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» об уточнении вопросов страхования ответственности автоперевозчиков грузов и экспедиторов.

– А все-таки, как складывается российская судебная практика по принятию решений при разбирательствах такого рода дел?

– В середине 2000-х в стране сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Такая практика применялась даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пунктов о страховании договорной ответственности.

Вместе с тем Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) от 13.04.2010 № 16996/09 по делу № А43-27008/200839-731 определена следующая правовая позиция, которая признала страхование гражданской ответственности экспедитора, автоперевозчика соответствующим законодательству. А именно: договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя перед клиентами и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом.
В настоящее время действующая судебная практика сформирована с учетом указанной позиции ВАС. Риски автоперевозчиков и экспедиторов снижаются, в частности, за счет страхования гражданско-правовой ответственности автоперевозчика, экспедитора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2016 по делу № А56-36556/2015, Определение Верховного суда РФ от 20.07.2015 № 307-ЭС15-1642 по делу № А21-10221/2013).

– Как вопрос страхования данного вида ответственности перевозчиков и экспедиторов решается в настоящее время на рынке грузовых автоперевозок и конкретно в вашей компании?

– Законом не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик или экспедитор несет ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда. При заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 Гражданского кодекса РФ «Страхование ответственности за причинение вреда».

Все ведущие российские страховые компании осуществляют страхование гражданской ответственности перевозчика и экспедитора. Страховое общество «РЕСО-Гарантия», являясь одним из крупнейших в стране универсальных страховщиков и наиболее динамично развивающихся участников отечественного страхового рынка, также предоставляет услуги по страхованию транспортных операторов. В компании существует специализированное подразделение по страхованию логистических рисков.

– Вы также упомянули, что данный вид страхования широко применяется в международной практике…

– Насколько мы информированы, нигде не существует запретов на страхование рисков транспортных компаний. А во многих странах Европы и в США есть рекомендуемые условия, применяемые на национальных уровнях (например, в части минимальных пределов ответственности или ее ограничения). Поэтому транспортные компании могут работать абсолютно спокойно.

Что дальше?
– По мнению авторов законопроекта, данный вид страхования — дословно — «гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза». Вы согласны с этим?

– Да, согласен. Напомню, что 7 ноября 2019 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается ввести возможность страхования ответственности за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Законопроект вносит положения о страховании договорной ответственности перевозчиков в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а о страховании договорной ответственности экспедиторов — в Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Принятие законопроекта не только окончательно поставит точку в спорах о законности такого страхования, но и значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (например, ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т. п.).

Это защитит автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев грузов (в случае их утраты или повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (например, в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства).

– По мнению некоторых экспертов, с принятием данного законопроекта в России появится необходимость более четко прописать понятие экспедитора, его прав и ответственности. Вы согласны?

– Рассматриваемое страхование является механизмом защиты имущественных интересов транспортных компаний. Очевидно, что эффективность страхования напрямую зависит от степени развитости и качества нормативной базы в сфере оказания транспортных услуг, а также учета тех фактических отношений, которые сложились в первую очередь в сфере автомобильных грузоперевозок и экспедирования.

Именно размытость отдельных формулировок, отсутствие действенного контроля за компаниями, оказывающими транспортные услуги, привели к тому, что ответственность экспедитора сейчас почти невозможно застраховать с полноценным покрытием, а многие страховщики и вовсе избегают работать по этому направлению. Не секрет, что мошеннические схемы получили распространение именно в логистических цепочках с участием так называемых псевдоэкспедиторов и табуреток.
При таком подходе риски мошенничества реализуются не случайно, а неизбежно, что противоречит сути страхования и точно отвергается профессиональным страховым сообществом.

Поэтому параллельно с принятием обсуждаемых нами новаций необходимо активно заниматься доработкой соответствующего транспортного законодательства. Только тогда модель реальной страховой защиты будет реализована в полном объеме, что обеспечит защиту всех участников перевозки.

– Как в страховом сообществе планируют действовать в случае принятия нового закона?

– После принятия закона страховое сообщество намерено выработать единые стандарты страхования профессиональной ответственности автоперевозчиков грузов и экспедиторов.
На базе Всероссийского союза страховщиков создана рабочая группа, которая во взаимодействии с профессиональным сообществом перевозчиков и экспедиторов должна будет разработать типовые правила страхования гражданской ответственности перевозчика и экспедитора.

Считаю, что таким образом будет поставлена точка в многолетних спорах и страхование профессиональной деятельности перевозчика и экспедитора станет полноценным инструментом управления рисками.

Грузовики и дороги

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики