25.07.2016

В пятницу ЦБ сообщил, что 4 июля вступили в силу поправки в закон об ОСАГО и страховщики теперь могут отказать в урегулировании убытка, если страхователь не предоставил поврежденную машину на осмотр.

Осмотр и раньше подразумевался законом об ОСАГО, но страховщики не настаивали – санкций за неисполнение этой нормы не было. Поправки наделили их правом не рассматривать заявление на выплату (см. врез на стр. 14).
Поправки также запретили страхователю самостоятельно проводить техническую экспертизу – ее не учтут при расчете выплаты. Но страховщик обязан организовать экспертизу за пять рабочих дней с момента подачи заявления о ДТП.

Эти поправки подготовил Российский союз автостраховщиков (РСА) – он борется против автоюристов, которые перекупают права требования по ОСАГО, часто прямо на месте ДТП. ЦБ поддержал РСА – и за две недели поправки прошли все инстанции: их приняла Госдума, одобрил Совет Федерации и 23 июня подписал президент. Поправки РСА были введены в законопроект (готовился ко второму чтению) депутатов от ЛДПР Ярослава Нилова и Игоря Лебедева – о запрете менять тарифы ОСАГО чаще одного раза в год; туда же внесли и норму об обязательной повсеместной продаже электронных полисов ОСАГО (она заработает с 2017 г.). Правили законопроект, судя по базе Думы, правительство и председатель комитета по финансовым рынкам Николай Гончар. Председатель экспертного совета по страхованию при этом комитете, председатель организации «За справедливые выплаты» Александр Коваль знает, что правки ко второму чтению внесли тихо и незаметно.

Автор законопроекта Нилов говорит, что в его законопроекте речь шла только о запрете ЦБ повышать тарифы ОСАГО чаще, чем раз в год. Но на комитете было внесено много поправок, в том числе и об обязательном осмотре машин.

Нилов не исключает, что так интерпретировано обещание президента, данное им на прямой линии. (Президент Владимир Путин заявил, что подумает совместно с ЦБ, как внедрить натуральную форму возмещения в ОСАГО. – «Ведомости».) «Хотя я и убежден: если бы страховые компании нормально относились к клиентам, проблем бы не возникало», – настаивает депутат.
В 2015 г. автоюристы отсудили у страховщиков около 10 млрд руб., оценивал РСА. В 2016 г. ЦБ начал собирать статистику судебных выплат: в I квартале четверть выплат по ОСАГО – 8,7 млрд руб. – пришлась на решения судов.

Вступившие в силу меры нужны для борьбы с мошенничеством, объясняет Сергей Ефремов из Всероссийского союза страховщиков: автоюристы присылают страховщику документы об убытке по почте, когда машина уже отремонтирована, и определить, как возникли повреждения, невозможно.

«Иногда мы узнаем об убытке от банка, по выставленному инкассо, и вообще не можем убедиться в повреждениях автомобиля, – сетует Денис Макаров из «Альфастрахования», – во всем мире страховщик должен осмотреть имущество при урегулировании убытка. Теперь маржинальность бизнеса автоюристов снизится, начнутся кассовые разрывы, что уменьшит их интерес к ОСАГО».
Сергей Печников из МАКС приводит пример, какие препоны ставят автоюристы: предлагают приехать на осмотр машины за 300 км. У МАКС есть случаи – когда на месте встречи машины не было, а суд все равно решал, что страховщик не воспользовался правом на осмотр и не уплатил в срок, и взыскивает неустойку, это многократно увеличивает выплаты по ОСАГО, говорит Печников. Но всех проблем ОСАГО осмотром и экспертизой не решить, полагает он: «Нельзя исключить сговора сотрудников страховщиков с автоюристами».

Нововведения абсурдны и отвлекают внимание от более важных проблем – например, неполноты выплат по ОСАГО, уверен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, страховщики смогут безгранично манипулировать данными экспертизы и занижать выплаты. «Нужно как в Германии, – считает он, – где машину можно показать любому независимому эксперту». Люди все равно сделают независимую экспертизу и обратятся в суд за полной компенсацией, полагает он.
Поправки показывают, что страховщики априори считают автомобилистов жуликами, что совершенно не так, замечает Коваль. Результат будет обратный, убежден он: процедура получения выплаты усложнена и растянута, нужно согласовать время и место осмотра и у клиента появится еще больше желания обратиться за помощью к специалисту – тому же автоюристу.

Ведомости 25 июля 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики